Правила функционирования Системы добровольной сертификации реабилитационных услуг лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя

Зарегистрированы в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.
Регистрационный номер РОСС RU.П989ю04ЖХ0
12 ноября 2012 г.

1. Общие положения

Настоящие Правила функционирования Системы добровольной сертификации реабилитационных услуг лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Правила содержат:

  • перечень объектов, подлежащих сертификации;
  • характеристику объектов, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;
  • состав участников системы добровольной сертификации.

Настоящая система не предусматривает применение знака соответствия.

Сертификация в Системе проводится с целью:

  • Удостоверение соответствия выполнения услуг стандартам, сводам правил, условиям договоров.
  • Содействие приобретателям в компетентном выборе услуг; повышения конкурентоспособности услуг на российском и международном рынках.

Принципы сертификации в системе:

  • доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
  • защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Сертификация (подтверждение соответствия) в Системе осуществляется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места оказания услуг, видов или особенностей лиц, которые являются исполнителями, приобретателями.

Сертификация (подтверждение соответствия) осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, отраслевым стандартам, стандартам организаций, условиям договоров, нормативных актов.

2. Термины и определения

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия выполнения работ или оказания услуг положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Объекты добровольной сертификации (подтверждения соответствия) — реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя.

Приобретатели — лица, зависимые от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, обратившиеся за помощью для оказания им реабилитационных услуг.

Коммерческое обозначение — средство индивидуализации предприятий, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Не является фирменным наименованием предприятия, не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческому обозначению предоставляется правовая охрана, приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности.

Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления деятельности.

Орган по сертификации «СГИ» — организационная структура, созданная Союзом гражданских инициатив для оказания услуг по сертификации в сфере оказания услуг.

© «СДС СГИ» — коммерческое обозначение Системы добровольной сертификации.

Миссия органа по сертификации «СГИ» — формирование у населения, государственных органов и иных заинтересованных сторон уверенности в стабильном высоком качестве услуг, предоставляемых организациями, через подготовку и проведение работ по подтверждению соответствия этих организаций независимо от формы собственности.

Политика органа по сертификации «СГИ» в области качества представляет собой совокупность целей и стратегических принципов, используемых для достижения этих целей.

Цель (стратегия) органа по сертификации «СГИ» заключается в обеспечении равных прав заявителей независимо от формы собственности, объективности результатов независимо от стоимости работ, оплаты работы экспертов в зависимости от качества проведенных работ, а не от результатов экспертизы, принятии решения по сертификации на основании результатов экспертизы и обоснованных заключений заинтересованных организаций, поощрении постоянных клиентов, обеспечивающих стабильное качество своих услуг и выполнение условий договоров.

Стратегические принципы, используемые для достижения цели органа по сертификации «СГИ» состоят в предупреждении отказов, опережении требований потребителя, вовлечении работников в управление качеством, взаимодействии с заинтересованными организациями.

Для реализации заявленных принципов на каждом этапе оказания реабилитационных услуг прописываются цели, задачи, используемая документация, объекты планирования, точки приложения контроля, способы сбора информации и предложений, анализ информации, возможные мероприятия по улучшению деятельности.

3. Нормативная база

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;
  • Постановление Госстандарта России от 21.09.1994 № 15; Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации» в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Госстандарта России от 10.05.2002 № 57.

4. Перечень объектов, подлежащих сертификации в Системе

Объекты добровольной сертификации — реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя:

  • социально-медицинские реабилитационные услуги;
  • услуги по профессионально-трудовой реабилитации;
  • услуги по социальной реабилитации.

5. Перечень требований, на соответствие которым сертифицируются объекты добровольной сертификации

Характеристики, критерии, методы оценки объекта сертификации: реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ, и алкоголя в соответствии с ГОСТ Р 54990-2012. Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг.

6. Организационная структура Системы и функции ее участников

6.1. Организационная структура системы включает в себя следующих основных участников:

  • Рукооводящий орган Системы (РО);
  • Органы по сертификации (ОС);
  • Апелляционная комиссия (АК);
  • Заявители (реабилитационные учреждения, предоставляющие реабилитационные услуги).

6.2. Руководящий орган Системы — структурное подразделение Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив;

Учреждается органами управления Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив.

Основные функции Руководящего органа Системы:

  • организация работ по созданию Системы, ее корректировке, руководство ее деятельностью и развитием;
  • организация взаимодействия с другими системами сертификации, органами исполнительной власти, средствами массовой информации и другими заинтересованными лицами и организациями;
  • наделение, на договорной основе, полномочиями органов по сертификации, координация деятельности участников Системы;
  • контроль над деятельностью органов по сертификации, экспертов по сертификации, над объективностью принимаемых ими решений;
  • информационное обеспечение участников работ в Системе;
  • утверждение порядка оплаты работ по сертификации;
  • осуществляет функции Органа по сертификации в Системе.

Руководящий орган Системы реализует свои функции на основе совместных решений.

Руководящий орган может передать все или некоторые функции в рамках Системы своему представителю, оформив соответствующую доверенность на реализацию этих функций.

6.3. Основные функции органа по сертификации:

  • прием, регистрация и рассмотрение заявок на сертификацию;
  • оценка и подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдача сертификата соответствия либо мотивированного отказа;
  • постановление или прекращение действия выданных сертификатов соответствия.

6.4. Функции Апелляционной комиссии:

  • получение, регистрация апелляций на действия органов по сертификации Системы, экспертов, действия Заявителей;
  • рассмотрение апелляций участников Системы;
  • выработка решений по апелляциям для ОС и Заявителей.

6.5. Порядок рассмотрения апелляций.

Апелляции (претензии) от участников Системы подаются в Апелляционную комиссию.

Апелляционная комиссия рассматривает претензии в течение 15 дней, принимает решение по ним, которое в течение 15 дней доводит до сведения заявителя.

Апелляционная комиссия ведет документированный учет претензий.

Решения апелляционной комиссии утверждаются ее руководителем.

Принятое решение Апелляционная комиссия доводит до заявителя, органа по сертификации и РО Системы.

Решение Апелляционной комиссии является окончательным в рамках Системы.

6.6. Основные функции Заявителя:

  • направление заявки на проведение сертификации, в соответствии с правилами «СДС СГИ» и представление документации, необходимой для проведения сертификации;
  • обеспечение соответствия предоставляемых услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы;
  • применение сертификата о соответствии, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами «СДС СГИ»;
  • обеспечение беспрепятственного выполнения своих полномочий должностными лицами органов по сертификации «СДС СГИ» и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированными услугами;
  • извещение органа по сертификации «СДС СГИ» об изменениях, внесённых в документацию и в процесс оказания сертифицированной услуги, если эти изменения влияют на требования (характеристики), проверяемые при сертификации.

7. Оплата работ по сертификации

7.1. Работы по сертификации проводятся за счет заявителей.

7.2. Оплата работ по сертификации регулируется договорами между заявителем и органом по сертификации (ОС). Условия оплаты определяются договором.

7.3. Стоимость работ по сертификации зависит от структуры организации заявителя.

8. Технология оценки соответствия

Оценка соответствия выполняется комиссией, в состав которой включаются эксперты по оценке соответствия (эксперты-технологи) по соответствующим специальностям. Состав комиссии определяет орган по сертификации. Состав комиссии доводится до сведения Заявителя. Для обеспечения объективности Заявитель вправе отклонить любого из экспертов при наличии веских оснований (например, бывший или действующий работник и др.). Главная задача эксперта — объективное отражение ситуации. Оплата эксперта-технолога зависит от объема и качества выполняемых работ, и не зависит от результата экспертизы.

Заявитель не вправе вмешиваться в ход работ по оценке соответствия, но сообщает руководителю органа по сертификации обо всех случаях «необъективного» рассмотрения возникающих вопросов.

По результатам экспертных оценок составляются акты экспертизы. Данные акты доводятся до сведения Заявителя.

По результатам актов экспертизы и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия. В принятии решения эксперты-технологи не участвуют.

При отрицательном результате оценки соответствия Заявителю выдается решение с обоснованием отказа в выдаче сертификата соответствия.

При положительном решении орган по сертификации в течение 5 рабочих дней уведомляет Заявителя о принятом решении, оформляет сертификат соответствия с приложениям по форме, установленной в СДС СГИ. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом результатов работ, стабильности оказания услуг, сроков действия нормативных документов, но не более чем на 3 года. На данном этапе Заявитель становится «держателем сертификата соответствия».

Одновременно с выдачей сертификата соответствия между органом по сертификации и держателем сертификата соответствия заключается договор на весь срок действия сертификата на проведение инспекционного контроля.

9. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами

Инспекционный контроль (ИК) проводится как в форме плановых, так и в виде внеплановых проверок.

С момента выдачи сертификата соответствия заключается договор об осуществлении ИК за сертифицированными услугами. Договор о проведении ИК заключается на весь срок действия сертификата соответствия. Плановый ИК проводится органом по сертификации не реже 1 раза в год, внеплановый ИК проводится в случаях поступления в орган сертификации информации о несоответствии оказываемых услуг выданному сертификату. Стоимость работ составляет примерно 60% от стоимости работ по сертификации соответственно аналогичной группе сложности.

Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие мероприятия:

  • сбор и анализ поступающей информации;
  • разработку программы инспекционной проверки;
  • формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;
  • проведение инспекционной проверки;
  • оформление результатов проверки и принятие решения.

По результатам проверки орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия.

Приостановка действия сертификата соответствия производится в случаях:

  • несоблюдения держателем сертификата соответствия требований нормативных документов, подтвержденных при сертификации;
  • изменения нормативного документа, регулирующего оказание услуг (используемого при сертификации);
  • изменения процесса оказания услуг, если указанные изменения могут вызвать несоответствие требованиям, подтвержденным при сертификации;
  • одностороннего отказа держателя сертификата соответствия от проведения инспекционного контроля.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по

сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок соответствие оказания  услуг требованиям нормативных документов.

Отмена действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:

  • недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;
  • корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.

Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

10. Правила сертификации услуг в системе

10.1. При проведении добровольной сертификации услуг в Системе используют схемы сертификации представленные в таблице:

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
1 Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
2 Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
3 Анализ состояния производства в трудовых мастерских Проверка результатов работ и услуг Контроль состояния производства
4 Оценка организации предприятия Проверка результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлена мастерством и профессиональной компетентностью исполнителей, производственного и обслуживающего персонала.

По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, выполнения работ, в том числе, при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

  • полноту документации, устанавливающей требования к процессу;
  • метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;
  • безопасность и стабильность процесса.

Схему 2 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг.

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе, при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты услуг.

Схему 3 применяют для анализа состояния производства в трудовых мастерских при их наличии: оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям, проверяют результаты.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя услуг на соответствие установленным требованиям стандартов и других нормативных документов.

Схему 4 применяют для оценки организации-исполнителя услуг на соответствие установленным требованиям.

10.2. Сертификация услуг в Системе включает:

  • подачу заявителем заявки на сертификацию;
  • рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;
  • принятие решения по заявке;
  • оценку соответствия;
  • принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
  • выдачу сертификата соответствия.

10.3. При сертификации могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям:

  • результаты экспертных оценок;
  • сертификаты соответствия других систем сертификации;
  • акты проверок, заключения.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).

10.4. Заявитель обращается в орган по сертификации с намерением сертифицировать услуги.

10.5. Получает перечень документов, необходимых для проведения работ по подтверждению соответствия.

10.6. Для проведения сертификации в Системе заявитель направляет заявку в орган по сертификации. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации. Орган по сертификации при рассмотрении заявки при необходимости может запрашивать у заявителя дополнительные сведения, позволяющие определять стабильность деятельности. Работы по рассмотрению заявки оплачиваются отдельно до предоставления пакета документов.

10.7. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения или внесения платы за ее рассмотрение (зависит от того, какое событие наступило позднее).

10.8. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Если решение принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументированно в письменной форме сообщает заявителю о невозможности проведения работ по сертификации.

10.9. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.

10.10. Оценка соответствия выполняется комиссией, в состав которой включается эксперт по сертификации и специалисты-консультанты (при необходимости). Состав комиссии определяет орган по сертификации.

10.11. На основании акта оценки оказания услуг и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата сертификационных испытаний и проверок.

При повторном обращении заявителя используется тот же порядок работ по сертификации.

10.12. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов работ по сертификации, стабильности оказания услуг, сроков действия нормативных и технических документов, но не белее чем на три года. Одновременно с выдачей сертификата между органом по сертификации и держателем сертификата соответствия заключается договор об осуществлении инспекционного контроля.

10.13. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, в течение всего срока действия сертификата соответствия, в форме периодических и внеплановых проверок не реже одного раза в год для подтверждения соответствия услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

10.14. Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности оказания услуг, объема выполняемых работ, наличия системы качества, затрат на проведение инспекционного контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, наличия претензий потребителей и органов государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.

10.15. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами предусматривает:

  • контроль процесса обеспечения качества оказываемых услуг;
  • подтверждение того, что в процесс обеспечения качества оказываемых услуг не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.

Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:

  • сбор и анализ поступающей информации о работе сертифицированной системы обеспечения качества оказываемых услуг, а также о качестве самих услуг;
  • разработку программы инспекционной проверки;
  • формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;
  • проведение инспекционной проверки;
  • оформление результатов проверки и принятие решения.

10.16. Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений от государственных органов контроля и надзора в сфере здравоохранения и в социальной сфере, от независимых организаций об отрицательных результатах проверок в части сертифицированных услуг, жалоб, претензий к деятельности сертифицированной организации.

Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организации, оказывающей услуги, при изменении технологической схемы оказания услуг — об этих случаях орган по сертификации должен извещаться незамедлительно держателем сертификата соответствия.

10.17. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности оказания сертифицированных услуг и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия.

Акт хранится в органе по сертификации, копия направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о подтверждении действия сертификата соответствия, либо о приостановлении или отмене его действия.