Наркотики.ру информируют: Цели подростка или «зона ближайшего развития»

Любое нарушение одного из блоков целей развития в подростковый период является дополнительным фактором риска наркотизации подростка.

Подросток стремится

  • достичь желаемого статуса в подростковой среде; свободно чувствовать себя в ней, не теряя при этом собственного «Я»;
  • легко знакомиться и входить в контакт с любым понравившимся человеком;
  • соотнести наиболее ценимые сверстниками качества и черты характера с собственными, как бы «примерить их на себя». Причём сравнение должно быть в его пользу. Желание быть самым-самым, неотъемлемое свойство подросткового возраста;
  • вести себя так, чтобы все заметили, что он уже взрослый;
  • хорошо владеть собой и собственными эмоции, контролировать неожиданно возникающие эмоциональные всплески и взрывы чувств, стать таким взрослым, мудрым, уверенным и «крутым»;
  • расширить границы собственного сознания, пережить новые неожиданные и непривычные ощущения, испытать то, «что немногим доступно». Он лелеет собственную уникальность и избранность. Отторгая чужой опыт, он хочет всё испытать на себе;
  • научиться и без ущерба для собственной «Я»-концепции достойно выходить из любой психологически или жизненно сложной ситуации.
  • легко и с блеском преодолевать любые конфликты и проблемы, как бы перепрыгивая через них.
  • простроить свой жизненный путь, распланировав дальнейшее обучение и карьеру, причём работа должна быть непременно престижной и высокооплачиваемой.

Исследователи Гэлвигарст и Коле приводят детализированную схему целей развития в подростковый период (цитируется по работе Самыкиной Н. Ю. «Разработка программы вторичной профилактики наркомании в старшем подростковом возрасте»):

  1. Общее эмоциональное созревание  – от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
  2. Кристаллизация интересов к другому полу  – от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
  3. Социальное созревание  – от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.
  4. Освобождение от опеки родителей  – от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
  5. Интеллектуальное созревание  – от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
  6. Выбор профессии  – от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
  7. Проведение свободного времени  – от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
  8. Формирование жизненной философии  – от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.

Любое нарушение одного из блоков целей развития в подростковый период является дополнительным фактором риска наркотизации подростка.

Источник: Наркотики.ру

13. апреля 2015 автор admin
Рубрики: Новостная лента | Оставьте комментарий