Николай Валуев об итогах рабочего заседания в Государственной Думе РФ, посвященного выработке критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых

Резолюция рабочего совещания депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуева «Реабилитация наркозависимых – ключ к гуманной наркополитике. Выработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых». 

Комментарии президента «Союза Гражданских Инициатив» Полянской Е.А к статье за подписью Н.С.Валуева:
«Хочу заметить, что это далеко не первый информационный выпад в сторону некоммерческих реабилитационных центров.И как обычно удручает факт ряда обобщений и формально сделанных выводов на основе или некомпетентности сотрудников региональных УФСКН и АНК, проделавших работу на региональном и муниципальном уровне по выявлению антинаркотических и реабилитационных НКО, или на основе  детально непроверенной и неполной информации, возможно, предвзятой и полученной из третьих рук.
Также, как, увы, часто бывает в реабилитационной тематике присутствует элемент вмешательства в религиозную сферу. Для компетентных комментариев в этой особенной для нашей страны сфере, на мой взгляд, лучше обращаться, все-таки, к религиозным руководителям ведущих конфессий и крупных религиозных структур, действующих в рамках закона. Мнения экспертов по поводу упомянутого ГОСТ Р 54990-2012г. также разделились, что нормально — кстати, многие специалисты и эксперты именно в социальной и медицинской сфере (к коим ФСКН можно отнести с большим трудом) считают этот ГОСТ очень своевременным на данном этапе и достаточно проработанным для непосредственного внедрения и применения.
Жаль, что такого рода выводы и публикации, тем более от имени известного спортсмена и депутата ГД РФ Н.С.Валуева, в первую очередь носят негативный  и  критический характер и не способствуют социальной стабилизации и в конечном счете не демонстрируют всесторонний, заинтересованный, а главное, конструктивный подход к вовлечению всех заинтересованных, законопослушных и эффективных сторон к решению антинаркотических проблем в целом на государственном уровне».

21 ноября 2014 года в здании Государственной Думы состоялось рабочее совещание государственных служащих Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного антинаркотического комитета, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, представителей экспертного сообщества, журналистского сообщества, руководителей негосударственных учреждений реализующих программы социальной реабилитации (без лечения) лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.

По итогам проведенного заседания участники отмечают следующее.

За период с 1992 по 2013 гг. количество лиц с установленным диагнозом «наркомания» в России увеличилось более чем в 10 раз. Динамика общей заболеваемости наркоманией свидетельствует о ее неуклонном росте с некоторой стабилизацией в последнее время.

Однако, с начала 2013 года и особенно, с середины 2014 года в России наблюдается резкий рост числа выявленных потребителей наркотиков других групп. Сегодня рядом экспертов зафиксирована тенденция, в соответствии с которой наркопотребители переходят на употребление мефедрона, 1,4-метилендиоксиприовалерона и пр., которые широко продаются под видом «солей для ванн», «удобрения для растений» и пр., стоимость которых ниже таковой у препаратов амфетаминовой группы, а возможность их приобретения значительно выше.

Хитом продаж на российском наркорынке стали так называемые «курительные смеси», «спайсы», «благовония», «миксы» и т.д. Этот сверхприбыльный бизнес наркодельцов, большую часть из которых составляют лица не старше 25 лет, ежедневно убивает россиян, ежемесячно – сотни, ежегодно – тысячи. Серьёзную озабоченность вызывает и бесконтрольный отпуск населению так называемых «аптечных» наркотиков. Самые популярные среди российских наркоманов медицинские препараты «Тропикамид» («Мидриацил») и «Лирика» (прегабалин), обладающие чрезвычайно высоким наркогенным потенциалом и ставшие одними из самых популярных, смертоносных и инвалидизирующих наркотиков после «Коаксила» (тианептина) и дезоморфина, приобретаемых либо в чистом виде, либо в виде прекурсоров через торговые аптечные сети. В итоге массово погибает наша молодежь – стратегический демографический ресурс государства.

Кроме того, незаконное потребление наркотиков является одной из основных причин криминализации российского общества, прежде всего молодежной среды. На 1 января 2010 г. более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. – страдают социально значимыми заболеваниями, в том числе 62,04 тыс. – наркоманией, 26,32 тыс. – алкоголизмом. С каждым годом это число растёт и без развития системы альтернативных наказанию вариантов проведения по суду лечебно-реабилитационных мероприятий, ситуация будет продолжать ухудшаться, расходы на бюджет будут расти.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. №1772-р (далее – Концепция), общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах. Переполнение учреждений системы ФСИН России ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации. Данная тенденция с каждым годом продолжает ухудшаться. Бюджетная роспись федерального бюджета Российской Федерации на 2011 г. по состоянию на 1 января 2012 г. сообщает, что за последние 10 лет расходы на содержание заключённых в уголовно-исполнительной системе (УИС) России увеличились более чем в три раза и составили в 2011 г. 183,5 млрд. руб. Выполнение российским государством взятых на себя обязательств по соблюдению и защите прав и свобод лиц, осужденных к лишению свободы и подследственных, приведение условий их содержания к требованиям международных и российских стандартов сопровождалось значительным ростом государственных расходов на содержание УИС, что осложняет и без того непростую ситуацию в бюджетной сфере в условиях текущего дефицита материальных средств в условиях экономических санкций США и государств Евросоюза.

Резкое обострение текущей наркоситуации, связанной с увеличением числа лиц, потребляющих синтетические каннабиноиды и психостимуляторы типа «спайс» и «соли для ванн», «аптечные» наркотики в России, как подчеркнул на экстренном заседании Государственного антинаркотического комитета РФ 6.10.2014 г. его председатель В.П. Иванов, деятельность по снижению спроса на наркотики идет «точечно», а для кардинального перелома ситуации необходимо объединить усилия государства и общественных организаций.

В своем выступлении В.П. Иванов особо отметил, что анализ ситуации со «спайсами» и другими дизайнерскими наркотиками, равно как и с героином, убедительно свидетельствует, что вся низовая дистрибьюторская сеть их распространения практически на 100% состоит из самих же наркопотребителей. Таким образом, по его словам, «многочисленный контингент потребителей наркотиков – это своего рода наркотический браузер в современном обществе, а отсутствие поддерживаемой государством реабилитационной работы с этим контингентом – ахиллесова пята нашей государственной антинаркотической политики и беда всего российского общества». В связи с этим председатель Государственного антинаркотического комитета резюмировал – в случае полномасштабного функционирования национальной системы реабилитации жертв «спайсов» было бы кратно меньше, а сама система реабилитации – это действенный инструмент повышения социального иммунитета общества против наркомании и преступности в целом.

В рамках разработки и реализации комплексных мер, направленных на снижение спроса на наркотики постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №299 была утверждена государственная программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков» с подпрограммой 3 «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях». Целью подпрограммы является создание национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. Одной из главных задач в соответствии с данным документом является создание на принципах государственно-общественного партнерства региональных сегментов и инфраструктуры Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Для финансового обеспечения мероприятий в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей государственными программами субъектов Российской Федерации запланировано выделение в период с 2015 по 2020 годы более 4,0 млрд. рублей (4 041 460,51 тыс. рублей).

С целью формирования механизмов государственной поддержки указанных организаций ФСКН России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ».

Проект постановления определяет правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, а также субсидий некоммерческим организациям, обеспечивающим развитие сферы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

На этом фоне вызывает тревогу ежегодное увеличение во всех субъектах Российской Федерации числа так называемых «реабилитационных» центров для наркопотребителей, созданных и динамично развивающихся при поддержке нетрадиционных религиозных движений, особенно неопятидесятнического (харизматического) толка. Они стремятся выйти на самоокупаемость за счет вовлечения в свою деятельность родственников адептов, регулярного сбора пожертвований на специальным образом организуемых внутригрупповых собраниях, конференциях и семинарах, бесплатной эксплуатации находящихся в их программах лиц в трудной жизненной ситуации, включая алко – и наркозависимых.

В то же время информация, регулярно поступающая из соседней Украины, свидетельствует, что данные учреждения на самом деле занимаются не реабилитационной, а профессиональной прозелитической деятельностью, вербуя в свои ряды под прикрытием реализации реабилитационных программ химически зависимых лиц, в дальнейшем используя их в качестве боевиков «цветных» революций. Выходящие из их рядов лидеры (пасторы), обученные навыкам манипуляции сознания адептов, используют в своей практике элементы нейролингвистического программирования, суггестивные методы воздействия на психику пришедших за помощью лиц, ряд других психотехник, на общенациональном уровне создают сетевые структуры, скрывающие свою псевдорелигиозную деструктивную сущность. Одновременно они выступают силой, «благословляющей» смену политического строя в государствах-оппонентах стран блока НАТО. Они выводят на улицы крупных городов завербованную ими ранее в «реабилитационных» центрах молодежь, которая, одновременно с прославлением Иисуса Христа, чьим именем прикрываются их пастыри, выступает за приход к власти таких же, как они «христиан». Так к власти на Украине пришел пастор-баптист Александр Турчинов, много лет лоббирующий интересы неопятидесятнических религиозных организаций.

Такие «реабилитационные» проекты регистрируются в государственных органах юстиции как общественные организации, не имеющие религиозного и геополитического подтекста. При этом они опосредованно, через адептов связанных с ними нетрадиционных религиозных движений, находящихся на руководящих постах этих благотворительных фондов, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств и т.п., подчинены своим «пастырям». Те, в свою очередь, управляются западными партнерами, подконтрольными созданному в свете необходимости усиления данного направления в августе 2013 года Управлению Госдепартамента США по вопросам международной свободы вероисповедания. В России работает аналогичная стратегия. Акцент на развитие сетей нетрадиционного религиозного движения неопятидесятнического толка сделан на поддержке создания региональных структурных подразделений, функционирующих под прикрытием идеи социальной реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.

Наиболее динамично развивающимися представителями данного направления являются следующие сети общероссийского масштаба, аффилированные с международным неопятидесятническим движением:

  • ассоциация «Родина без наркотиков», обслуживающая интересы признанной во многих регионах России экстремистской неопятидесятнической религиозной организации «Новое Поколение» (председатель – Вадим Харитонов),
  • общероссийская благотворительная общественная организация «Преображение России», ликвидированная решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2011 г., в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, с его подтверждением оставлением 18 августа 2011 г. кассационной жалобы организации без удовлетворения, но продолжающая функционировать единой сетью со следующими филиалами: межрегиональная благотворительная общественная организация «Благодать» (Сибирский федеральный округ, председатель – Михаил Заднепровский), межрегиональная благотворительная общественная организация «Твой путь» (г. Новосибирск и ряд соседних регионов, председатель – Иван Киселев), межрегиональная благотворительная общественная организация «Путь преодоления» (Уфа, Поволжье, председатель – Иван Киселев), благотворительный фонд «Ника» (Екатеринбург и ряд других регионов Урала, ХМАО, председатель – Николай Бажин), межрегиональная благотворительная общественная организация «Берег Надежды» (Южный и Северо-Кавказский федеральный округа, председатель – Владимир Яркин), межрегиональная благотворительная общественная организация «Инициатива» (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, исполнительный директор – Алексей Тимофеичев, реальный руководитель – Даниил Гирич),
  • автономная некоммерческая организация «Здоровый город», содержащая сеть неопятидесятнических религиозных общин – «реабилитационных» центров, функционирующих под эгидой неопятидесятнической религиозной организации Юга России «Исход» (директор – Игорь Божко),
  • благотворительный фонд «Центр здоровой молодежи», созданный в 2005 году лидерами харьковского неопятидесятнического религиозного объединения «Царство Бога», в настоящее время – Объединение церквей евангельских христиан, ОЦЕХ (президент – Александр Горяинов),
  • некоммерческое партнерство содействия профилактики наркомании «Национальный антинаркотический союз» (президент – Юлия Павлюченкова, председатель правления бывший президент благотворительного фонда «Центр здоровой молодёжи» Никита Лушников), прошедшее процедуру ребрендинга и воссозданное в 2013 году с целью аккумуляции в своих рядах открытых по аналогии с фондом «Центр здоровой молодежи», тесно связанных с ним и «Царством Бога», организаций: фонда «Во имя архангела Гавриила» (псевдоправославное направление, президент Алексей Долгих), фонда «Аль-Амин» (псевдомусульманское направление, президент Мурат Султанов), фонда «Наше Будущее» (псевдообщественное направление, президент Олег Афонюшкин), фонда «Свобода» (псевдообщественное направление в Кузбассе, связанной с неопятидесятниками религиозной организации «Источник Жизни», председатель правления Евгений Тарасов),
  • общественное движение «Матери против наркотиков», создавшее с середины 90-х годов XX века на федеральном уровне разветвлённую сеть поставки наркологических больных в неопятидесятнические религиозные общины под прикрытием оказания им реабилитационных услуг в статусе общественных организаций. Подразделяется на региональные общественные движения с руководителями на местах.

А также ряд других. Сегодня количество подобных структур в виде на первый взгляд разрозненных учреждений, на самом деле объединенных в сеть единых по духу, целям и задачам неправительственных организаций, чрезвычайно велико. При этом в силу отсутствия правового поля и субъекта-контролёра со стороны государства с делегированными полномочиями, они практически неподконтрольны государственным надзорным службам.

Анализ, проведенный территориальными органами ФСКН России, показал, что из всех действующих негосударственных реабилитационных центров, а их на 1 декабря 2014 года насчитывается порядка около 1000, только 363 имеют положительную репутацию. По мнению экспертов и специалистов ФСКН России, причинами такой ситуации является отсутствие единых требований к организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации, а также механизмов контроля качества услуг, предоставляемых негосударственными организациями в данной сфере. Указанное приводит к тому, что многие из негосударственных реабилитационных центров используют весьма сомнительные реабилитационные программы и методики, а порой и вовсе обходятся без них.

Единственный утвержденный на государственном уровне Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг» не соответствует установленным для документов такого уровня требованиям. Несмотря на то, что стандарт разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия», утвержден и введен в действие 1 июля 2013 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. №327-ст, в экспертной среде он считается недоработанным. Также известно, что он создан при участии Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив – структурой, позиционирующей себя как светскую, нерелигиозную организацию, в реальности тесно связанную с Российским союзом христиан веры евангельской (пятидесятников), подавляющее большинство членов которого являются представителями неопятидесятнического религиозного движения.

Кроме того, помимо бессодержательной структуры документа, данный стандарт носит необязательный, рекомендательный характер.

10 июля 2014 года издан Президента Российской Федерации №507, который наделяет ФСКН России полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркопотребителей. ФСКН России также наделена полномочиями по организации поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации наркозависимых.

В связи с вышеизложенным, участниками рабочего совещания предложено подготовить депутатский запрос и выйти с законодательной инициативой к председателю Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания VI созыва о принятии следующих первоочередных мер:

  1. Инициировать на уровне Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации создание межфракционной рабочей группы по анализу деятельности в стране нетрадиционных религиозных движений, в первую очередь неопятидесятнического (харизматического) толка и аффилированных с ними реабилитационных структур, для разработки и утверждения законодательных мер противодействия нарастанию в них экстремистских настроений;
  2. Провести доработку предложенного рядом участников совещания варианта критериев оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, созданных на основе утверждённых Государственным антинаркотическим комитетом 25 июня 2014 года критериев в целях повышения качества оказания реабилитационных услуг наркозависимым лицам, а также исключения участия в предоставлении социальных услуг населению представителям тоталитарных деструктивных культов (сект) из числа нетрадиционных религиозных движений;
  3. Способствовать общественной и юридической поддержке инициативной группы депутатов Государственной Думы по введению в правовое поле понятия «секта» и внесению ряда способствующих оздоровлению религиозного пространства изменений в соответствующие законодательные акты, в первую очередь в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  4. Исключить из Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» понятие «религиозная группа», которой закон позволяет не иметь юридической регистрации. Все религиозно-ориентированные группы граждан должны быть подотчетны органам юстиции.

А также по следующим разделам.

Классификация программ социальной реабилитации, выявление работающих в данной сфере нетрадиционных религиозных движений

  1. Обязать органы ФСКН России и региональные антинаркотические комиссии на местах один раз в квартал обновлять реестр всех реабилитационных центров (государственных, общественных и религиозных) в регионе для передачи их в центральный аппарат службы;
  2. Систематизировать получаемые сведения в общероссийский реестр оказания помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, с созданием единого информационно-аналитического интернет-портала;
  3. Разработать порядок контроля за осуществлением социальной реабилитации и ресоциализации лиц с химической зависимостью религиозными организациями. Только официально зарегистрированные органами юстиции в РФ религиозные организации могут осуществлять данную деятельность. Недопустимо участие в реализации программ социальной реабилитации и ресоциализации религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных деструктивных культов, иностранных религиозных организаций и миссионеров, деятельность которых представляет угрозу информационной безопасности Российской Федерации (в трактовке Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной 09.09.2000 г. Президентом РФ), а также общественных и религиозных объединений, осуществляющих экстремистскую деятельность, создающую реальную угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству;
  4. Разработать порядок оценки и контроля за содержанием реабилитационных программ и проведения реабилитации наркозависимых на предмет выявления фактов физического, психологического или духовного насилия (религиозных и психологических суггестивных практик, оказывающих деструктивное воздействие на личность и группу, нейролингвистического программирования, использование методов сайентологии и дианетики, неопятидесятнических харизматических псевдорелигиозных практик);
  5. Обеспечить прекращение реализации программ реабилитации и ресоциализации наркозависимых общественными организациями, при выявлении сокрытия ими фактов религиозной деятельности, как несоответствующей уставной;
  6. Обязать организации, занимающиеся реабилитацией наркозависимых, к открытости всех аспектов деятельности, всех фаз реабилитационного процесса, готовности к информированию общественности, СМИ, органов власти, Государственного антинаркотического комитета, региональных антинаркотических комиссий, ФСКН России и других правоохранительных структур, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения о работе реабилитационного центра в соответствии с законодательством РФ;
  7. Обеспечить всестороннюю поддержку российских реабилитационных программ, зарекомендовавших себя на практике как эффективные, и созданных с учетом жизненного уклада, культурных, нравственных и духовных ценностей, характерных для народов, проживающих на территории РФ;
  8. При разработке критериев и методов оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, предусмотреть особенности реабилитационной деятельности государственных, общественных и религиозных организаций.

Информационная поддержка

  1. Рекомендовать СМИ более активно поддерживать эффективные программы по реабилитации наркозависимых (имеющих Государственную сертификацию или грантовую поддержку от государства) через установление определенного времени в теле – и радиоэфире, а также через установление определенного количества публикаций на данную тему в периодических изданиях;
  2. Усилить контроль за содержанием социальной рекламы с целью недопущения информации о сектах и других недобросовестных организациях занимающихся «реабилитацией» наркозависимых.

Сотрудничество с медицинскими учреждениями

  1. Реабилитационные центры, имеющие Государственную сертификацию или грантовую поддержку от государства должны быть обеспечены медицинской помощью со стороны органов здравоохранения в отношении лиц, проходящих реабилитацию, затраты которых покрываются за счет государства (или целевой государственной программы);
  2. Обязать медицинские учреждения, находящиеся в непосредственной близости от реабилитационных центров, заключать договоры на оказание медицинской помощи реабилитантам, которые будут оплачиваться за счет государственных средств. Это необходимо осуществить для оказания медицинской помощи лицам, постоянно проживающим в других регионах, а так же лицам, не имеющих полиса обязательного медицинского страхования.
  3. Органам здравоохранения разработать порядок освидетельствования лиц, проходящих реабилитацию и не состоящих на наркологическом учете, с целью постановки диагноза «наркомания» и выдачи оплачиваемого сертификата, без обязательной постановки их на наркологический учет;
  4. Органам здравоохранения труда и социального развития разработать порядок оплаты сертификатов лиц, проходящих реабилитацию, в регионе, не связанном с их постоянным местом проживания.

Сотрудничество с общественными, религиозными организациями и муниципалитетами

  1. В Государственные наркологические реабилитационные центры и их филиалы с целью усиления мотивации наркозависимых на социальную реабилитацию необходимо привлекать на постоянной основе религиозные (традиционные) организации, а также общественные организации, имеющие Государственную сертификацию или грантовую поддержку от государства;
  2. Создать в муниципалитетах мотивационные центры с привлечением для работы в них на постоянной основе священнослужителей традиционных религиозных вероисповеданий;
  3. В реабилитационных программах предусмотреть участие священнослужителей традиционных религий, т.к. это обеспечивает создание устойчивой мотивации и значительное повышение эффективности реабилитации;
  4. Реабилитационные центры, имеющие Государственную сертификацию или грантовую поддержку от государства должны быть обеспечены муниципальной социальной поддержкой по трудоустройству воспитанников (пациентов) прошедших реабилитацию.

Материальная поддержка

  1. Оказывать реабилитационным центрам, имеющим Государственную сертификацию или грантовую поддержку от государства, помощь в получении в собственность или в аренду помещений, а также освобождения их от оплаты за аренду и коммунальные услуги;
  2. Предусмотреть внесение изменений в Федеральный закон «Об алкогольном регулировании», отразив в нем необходимость выделения части ежемесячного государственного акцизного сбора на создание, внедрение и содержание в России инновационных высокоэффективных технологий социальной реабилитации и психологической коррекции лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.

Источник: http://www.narkotiki.ru/5_75885.htm

14. января 2015 автор admin
Рубрики: Новостная лента | Оставьте комментарий