Минюст нашел основания для внеплановых проверок НКО

Министерство юстиции разработало законопроект, расширяющий список оснований для внеплановых проверок НКО.

В Общественной палате РФ прошли общественные слушания «Расширение списка оснований для внеплановых проверок НКО со стороны Министерства юстиции».

Участники обсудили законопроект «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», который предполагает возврат расширенного списка оснований для проведения внеплановых проверок деятельности НКО со стороны Минюста.

Представитель Министерства юстиции, заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста Анна Котова отметила, что поправки, внесенные ведомством, направлены на расширение оснований для проверок, которые может осуществлять Минюст. При этом, даже если была проведена прокурорская проверка, Минюст, так же может провести еще одну проверку: «По поводу результатов прокурорских проверок, мы (прим. Минюст) будем выходить на проверки для того, чтобы проверить, исполнены ли наши требования. Органы Прокуратуры имеют право сами выйти и проверить, как исполнены их предписания».

Представитель Минюста объяснила расширение оснований для проверок со стороны Минюста тем, что в некоторых случаях организации выходят из под контроля ведомства: «В последнее время выявляется огромное количество случаев использования НКО в качестве прикрытия для неправомерной деятельности. Очень громкое дело совместно с налоговыми органами была в Калининградской области, там безобидная организация ветеранов служила прикрытием для коммерческой деятельности, через эту организацию в обход налоговых отчислений выводились миллиарды долларов» — отметила Анна Котова.

Точное число таких НКО, выявленных за год, представитель ведомства назвать затруднилась.

Новыми основаниями для внеплановых проверок НКО, согласно законопроекту станут:
Истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом (его территориальным органом);
Поступление в уполномоченный орган (его территориальный орган) информации от госорганов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства РФ в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;
Наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
И др.

Эксперты считают, что суть всего Законопроекта состоит в распространении дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок, что дезавуирует принцип добросовестности деятельности НКО, предустанавливает их вину в нарушении законодательства, и может затруднить их деятельность.

Напомним, что в марте 2013 года в России начались массовые прокурорские проверки НКО, якобы для наведения порядка в их деятельности, в частности, для верификации соответствия их деятельности и уставных документов, а так же проверки не является ли НКО иностранным агентом.

Под проверку попали Amnesty International, «Мемориал», «Движение за права человека», Агентство социальной информации, «Общественный вердикт», Институт развития прессы, Комитет против пыток, Сибирский центр поддержки общественных инициатив, Гёте-Институт, Молодежная правозащитная группа, Фонд Конрада Аденауэра, «Экологическая вахта по Северному Кавказу», «Право ребенка» и другие. Всего, по состоянию на 10 апреля, было проверено более 225 организаций из 50 регионов России, обращения НКО о проверках фиксировала правозащитная ассоциация «Агора». Были проверены несколько НКО, которыми руководят члены Общественной палаты. В частности, «ТОП» подробно писал о ходе проверки в офисе Агентства социальной информации, которым руководит член Общественной палаты РФ, член СПЧ Елена Тополева-Солдунова.

Члены ОП РФ отметили, что если законопроект, внесенный Минюстом, будет принят в Госдуме в первом чтении, то ОП РФ будет общаться уже с депутатским корпусом, с профильным комитетом. При этом, сейчас не самое лучшее время для внесения этого законопроекта, возможно, если бы поправки были внесены в январе, не было бы таких масштабных прокурорских проверок.

Напомним, что поправки были разработаны Минюстом в январе и размещены на официальном сайте ведомства для общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Общественная палата РФ возьмет законопроект на экспертизу.

«Трибуна Общественной палаты» спросила у экспертов, что нового несут в себе поправки и защитят ли они НКО от внеплановых необоснованных проверок?

Дарья Милославская, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и волонтерства, председатель Совета Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество»:

— Министерство юстиции в данном законопроекте изложило основания именно для проведения внеплановых проверок, т.к. довольно много случаев, как мы сегодня услышали, когда министерство не имеет возможности выйти на проверку НКО.

Поэтому Минюст предлагает расширение оснований для проведения проверок, как то информация от госорганов о нарушении законодательства или проверка на основании распоряжения Президента. Но в расширении этих оснований Общественная палата РФ видит здесь слишком широкий спектр и мы боимся, что это будет произвольно толковаться, особенно на уровне регионов. Даже если эти основания будут приняты, а скорее всего, законопроект будет принят Госдумой, т.к. его предлагает Правительство, нам нужно будет очень серьезно подходить к правоприменительной практике, давать разъяснения в регионы. Мы надеемся, что эти расширенные основания действительно прекратят деятельность тех НКО, которые как сказал Минюст, прикрывают коммерческую деятельность, и на реальные НКО это никак не повлияет.

Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ):

— Эти поправки, внесенные Минюстом, обсуждаются уже достаточно давно, они уже вносились. Мне очень не нравится, что мы много раз переписываем законы – сначала в одну сторону их меняем, потому меняем их обратно. Для НКО сейчас итак нестабильная ситуация, законодательство для некоммерческих организаций представляет собой сейчас лоскутное одеяло. И эти поправки снова внесут элемент нестабильности, в то время, как некоммерческий сектор у нас итак взбудоражен прокурорскими проверками. Поправки Минюста, на мой взгляд, не своевременны.

Минюст очень защищает этот закон, может быть, в нем действительно есть что-то положительное, но просто сейчас не то время. Нужно сначала разобраться с теми проверками, которые прошли, насколько они были эффективны и сколько было выявлено организаций, занимающих политической деятельностью, не говоря уже о том, чтобы прояснить наконец, что такое «политическая деятельность»; эффективно ли были потрачены бюджетные средства, выделенные на эти проверки – мы только можем гадать и по поводу количества проверок, и их эффективности, и их результатов, а так же по поводу миллиардов, которые тысячу раз поминаются, как якобы полученные НКО из иностранных источников. НКО, можно сказать, огульно обвиняются в непрозрачности, но когда мы просим предоставить дополнительную информацию, то мы ее не получаем. В данном случае я выступаю не как представитель какой-то НКО, а как член Общественной палаты.

01. октября 2013 автор admin
Рубрики: Новостная лента | Оставьте комментарий