26 сентября 2012 года под руководством председателя ГАК, директора ФСКН России Виктора Иванова состоялось заседание Комитета
В повестку дня были включены следующие вопросы:
1. О деятельности учреждений органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации по профилактике наркомании среди молодежи и о развитии Всероссийского молодежного антинаркотического волонтерского движения.
2. О совершенствовании системы мер работы с наркозависимыми в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В обсуждении вопросов приняли участие директор Департамента дополнительного образования, детского воспитания и молодежной политики Минобрнауки России Александр Страдзе, руководитель Департамента обеспечения межведомственного взаимодействия ФСКН России Ольга Мишина, губернатор Калининградской области Николай Цуканов, председатель Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Киселев, председатель молодежного правительства Калужской области Анна Алиферова, первый заместитель директора ФСИН России Эдуард Петрухин.
По итогам заседания приняты развернутые решения.
Вступительное слово председателя Комитета В.П. Иванова
Уважаемые коллеги!
Наркодавление на российскую молодежь не ослабевает, и изобретательности торговцев смертью нет предела.
После введения рецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов с 1 июня 2012 года мы почувствовали некоторое облегчение проблемы дезоморфиновой наркомании – уменьшается число притонов, снижается количество тяжелых наркоманов, употреблявших «крокодил».
Казалось бы, лето пройдет спокойно, но этого не произошло. Страну накрыло облако «веселящего газа».
Закись азота – медицинский препарат для наркоза, пищевая добавка, техническое средство – стали продавать в розницу, агрессивно рекламировать в качестве легальной замены алкоголю и наркотикам, навязывать молодежи для пьяного бездумного веселья. Предложение далеко опередило спрос.
Результаты не заставили себя долго ждать. Нарушения психики, нелепое поведение, отравления, несколько смертельных случаев – негативные медицинские последствия не остановили роста продаж. Распространение немедицинского употребления закиси азота приобрело эпидемический характер. О любителях подышать несвежим «воздухом Ибицы» сейчас не знают только младенцы.
Хотя закись азота до сих пор не входила в списки подконтрольных веществ, сотрудники ФСКН России не могли оставаться в стороне от противодействия новой проблеме. Нашими сотрудниками осуществлялись рейды по местам массового досуга молодежи, составлялись акты о нахождении в общественных местах в состоянии одурманивания закисью азота, выявлялись факты ее незаконного распространения, материалы посылались в следственные органы.
Закись азота вообще не предназначена к розничной продаже, одно это уже подпадает под статью Уголовного кодекса. Да и ответственность за нахождение в одурманенном состоянии в общественных местах никто не отменял, также как и ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление одурманивающих веществ.
На прошлой неделе мы информировали Правительство Российской Федерации о необходимости введения на федеральном уровне мер контроля за оборотом закиси азота с целью локализации негативных последствий от его немедицинского употребления.
В территориальные органы ФСКН России и руководителям антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации разосланы инструктирующие письма о возможных мерах противодействия нецелевому применению «веселящего газа» в рамках действующего законодательства.
Нас поддержали медики и Роспотребнадзор.
Сейчас самое время пресечь нездоровое увлечение «воздухом Ибицы»: накоплены сведения о его опасных медицинских последствиях, а употребление стремительно приобретает социально-значимые масштабы.
Однако традиционный путь введения мер контроля за психоактивными веществами – через внесение с Перечень наркотических средств и психотропных веществ – долог и труден. А ведь упущенное время измеряется поломанными судьбами наших детей и миллионными прибылями торговцев.
Поэтому мы в который раз активизируем тему необходимости наделения нашей Службы правом накладывать временный запрет на оборот любого нового вещества, которое начинает представлять угрозу здоровью нации. За полгода такого запрета Минздрав представит свои экспертные заключения, и вещество или вернется в свободный оборот, или к нему будут применены надлежащие меры контроля. По этому вопросу у нас есть поддержка, но, к сожалению, и сопротивление тоже есть.
В настоящее время планируем после экспертизы Минздрава России инициировать внесение изменений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Эти изменения будут предусматривать включение закиси азота (в концентрации 90 % и выше) в качестве психотропного вещества в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (Список II).
Кроме новых угроз, и старые угрозы не теряют своей напряженности. В августе силами ФСКН России обезврежен очередной смертельный «груз-200»: в Подмосковье из незаконного оборота изъята рекордная партия героина 209 кг. Ненамного отстают по крупным изъятиям наркотиков и другие регионы. Благодаря ежедневной работе наших оперативников многие граждане страны этой ранней осенью остались в живых.
Однако одними силовыми приемами проблема наркотизации не решается. Печальный пример космической скорости увлечения молодежи закисью азота показывает, что до нулевой толерантности нам еще очень далеко. В достижении этой цели большую роль играют профилактические мероприятия, которым мы сегодня уделяем серьезное внимание.
По данным мониторинга наркоситуации, подростковая наркомания пошла на убыль, но, судя по всему, ее полная ликвидация нам пока не удается. Новые вызовы и угрозы требуют и новых подходов.
Очень важно вовлечение молодежи, родителей в волонтерское антинаркотическое движение.
В плане третичной профилактики наркомании и профилактики рецидивных правонарушений требуют внимания наркозависимые лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы и освобождающиеся из них. По сути, все они находятся в сложной жизненной ситуации, которую надо в корне изменить.
Время нахождения в изоляции от эрзац-социума и от наркотиков вполне можно и нужно использовать для проведения реабилитации всех типов – прежде всего, социальной реабилитации.
Нам пора уходить от представления о том, что освобождение человека от наркозависимости и его полноценное возвращение в социум требует только лечения как набор сугубо медицинских мер.
Это не так. В изменении образа жизни наркозависимых заключенных большую роль играет восстановление их трудовых навыков, обучение социально-приемлемому образу жизни, трудотерапия, целенаправленная деятельность религиозных и некоммерческих организаций.
Сегодня нам предстоит обсудить положение дел с наркозависимыми данной категории и выработать основные направления совершенствования мер, направленных на недопущение возобновления наркотизации и противоправного поведения после выхода на свободу.
Это возможно лишь при тех условиях, если человеку дан правильный настрой, ему есть, где жить, и есть, где зарабатывать деньги себе на жизнь.
Хочу здесь также специально отметить, что помимо того, чтобы создавать специализированные реабилитационные центры для освободившихся из мест заключения, в первую очередь заказ и финансирование следует давать уже существующим и доказавшим свою эффективность реабцентрам, а там, где таких центров нет, наладить межрегиональный обмен.
Если же рассмотреть ситуацию с лечением и осуждением в принципе, то соотношение осужденных за наркопреступления и тех, кто получает полноценную помощь в России и в странах Евросоюза явно не в нашу пользу.
Так, в Евросоюзе около 150 тысяч человек в год привлекаются к ответственности за наркопреступления. А в программы освобождения от наркозависимости вовлечено 1,5 миллиона человек, то есть в 10 раз больше.
У нас же соотношение обратное: за год более 100 тысяч осужденных за наркопреступления и всего 25 тысяч проходивших более – менее длительный курс стационарной реабилитации.
Налицо структурный дисбаланс в деятельности государства на этом направлении
Не пришла ли пора кардинально менять ситуацию?
Считаю целесообразным ввести в качестве показателя индикативного планирования подобное соотношение и добиваться того, чтобы количество реабилитируемых к 2015 году превысило количество осужденных за наркопреступления.
Это будет и соответствовать мировой практике, и способствовать снижению карательного уклона.
Ресоциализация и социальная реинтеграция бывших наркозависимых — магистральное направление неполицейских действий по снижению спроса на наркотики.
Здесь серьезным подспорьем могло бы стать введение института сертификата на реабилитацию и ресоциализацию для указанной категории граждан и создания системы государственных стандартов услуг по социальной реабилитации и ресоциализации, исходя из ежегодной потребности – не менее 100 тыс. реабилитируемых.
Кроме уже перечисленных мною вопросов, нам предстоит конкретизировать нормативные правовые акты, регламентирующие механизм выдворения из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождающихся из мест лишения свободы. Остановимся и на задачах федеральных органов исполнительной власти (ФСИН, ФСКН, ФСБ, ФМС, ФТС) по обеспечению таких решений.
Таким образом, на повестке дня стоят как новые, так и старые проблемы, настоятельно требующие своего своевременного и современного решения.
Представителей прессы благодарю за внимание!