Доза гуманности: власти передумали сажать наркоманов в тюрьму

Российские власти отказались от планов введения уголовной ответственности за употребление наркотиков. Это следует из текста новой редакции соответствующего законопроекта, размещенного на сайте Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), с которым ознакомилось РАПСИ.

С инициативой ужесточения наказания для потребителей наркотиков это ведомство выступило еще в прошлом году. Минувшей весной, когда подготовленный законопроект попал в распоряжение СМИ, вокруг него развернулась бурная дискуссия, в ходе которой многие эксперты и политики выступили с резкой критикой предложенных мер. В ФСКН после этого заявили о продолжении работы в этом направлении, не отказываясь от идеи ужесточения наказания за употребление наркотиков. Но, в конце концов, от прежней концепции практически ничего не осталось.

Из законопроекта, который сильно «похудел», исчезли все наиболее спорные нормы, предусматривавшие, в том числе, введение уголовной ответственности за сам факт употребления наркотиков и инициативы по принудительному лечению наркоманов. Попутно фактически сняты с повестки дня и планы создать в России единую систему лечения и реабилитации больных наркоманией. В новой редакции законопроект, который, по имеющимся сведениям, прошел согласование со всеми заинтересованными ведомствами, не предусматривает серьезных организационных мер и дополнительного финансирования. По сути, теперь он предлагает лишь сугубо «косметические» изменения законов, которые вряд ли что-то изменят на деле.

Большие планы

Изначально подготовленный ФСКН законопроект предлагал вполне полноценную реформу всего законодательства, так или иначе связанного с незаконным оборотом наркотиков – Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Суть ее заключалась в создании механизмов «социально-психологического воздействия» на граждан, употребляющих наркотики, стимулов к отказу от пагубной привычки. Добиться этого предполагалось ужесточением карательных мер, и попутным созданием альтернативы уголовному наказанию в виде обязательного, а в некоторых случаях — принудительного лечения наркозависимости и медико-социальной реабилитации.

В частности, представители ФСКН предлагали ввести уголовную ответственность — до двух лет ограничения свободы или принудительных работ — за «систематическое» (более одного раза в год) доказанное медосвидетельствованием употребление наркотиков. Сейчас такое деяние, а также и хранение наркотиков в некрупных размерах, не считается преступлением, и карается лишь в административном порядке. Но, как решили в ФСКН, такая практика фактически попустительствует наркоманам, и является одной из причин продолжающейся наркотизации страны.

Одновременно судам предлагалось дать право накладывать на граждан, уличенных в потреблении наркотиков, а также совершивших нетяжкие преступления под их воздействием, обязанность пройти курс лечения от пагубной привычки и реабилитации. В некоторых, особо вопиющих случаях представители ФСКН полагали возможным отправлять не только больных наркоманией, но и «систематических» потребителей наркотиков на принудительное лечение. При этом в случае выполнения таких обязательств обвиняемым давался шанс избежать уголовного наказания. Также ужесточались и административные санкции за правонарушения, связанные с наркотиками.

Технические вопросы организации общенациональной системы обязательного и принудительного лечения и реабилитации огромной армии граждан, имеющих дело наркотиками (в России, по разным оценкам, их регулярно употребляет от 2 до 5 млн. человек), законопроект не прописывал. Но в сопроводительных документах отмечалось, что дополнительные бюджетные расходы на эти нужды составят не менее 3,8 млрд. рублей. Авторы законопроекта полагали, что под действие новых норм ежегодно будет попадать не менее 20 тыс. человек, а глава ФСКН Виктор Иванов в одном из выступлений заявил, что избавляться от пристрастия к наркотикам благодаря такой системе сможет и до 100 тыс. граждан в год.

Под градом критики

Представители ФСКН обосновывали необходимость скорейшего принятие такого закона, естественно, самыми благими намерениями и международным опытом. Тем не менее, экспертное сообщество, в первую очередь, юристы и наркологи, подвергли их начинание жесточайшей критике. Некоторые даже обвинили авторов законопроекта в подмене понятий и передергивании фактов.

Медики заявили, что надежды авторов на вылечивание наркоманов – глубочайшее заблуждение, поскольку наркомания, как признано во всем мире, в первую очередь — хроническое заболевание. То есть недуг, не поддающийся полному излечению, так же как, например, диабет или гипертоническая болезнь сердца. Соответственно, криминализация наркомании не даст никакого эффекта, а лишь пополнит армию заключенных. Правозащитники и юристы, в свою очередь, отмечали, что заложенные в законопроекте идеи не то что не соответствуют, а прямо противоречат международному опыту и всем международным конвенциям – как в плане противодействия наркомании, так и соблюдению прав человека.

Представители ФСКН, принимая такие претензии, тем не менее, до начала лета упорно продолжали «продвигать» свой законопроект, организуя «круглые столы» и парламентские слушания. Но, в конце концов, самые принципиальные положения из него все же были убраны.

Причиной тому, по неофициальным данным, стал не только общественный резонанс и критика правозащитников и экспертов, но и сугубо технические моменты. Со многими положениями законопроекта по финансовым и организационным моментам не согласились другие профильные ведомства и чиновники, которые так или иначе должны были быть задействованы в его реализации. К примеру, Роспотребнадзор и Минздрав в лице главного нарколога России Евгения Брюна.

В итоге предусмотренные изменения законодательства утратили первоначальную принципиальность и масштабность. Он более не предусматривает норм ни об уголовной ответственности за употребление наркотиков, ни об обязательном и принудительном лечении наркоманов. А в пояснительной записке отмечено, что введение законопроекта в действие не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, что фактически означает отказ, по крайней мере, на данном этапе, от планов создания разветвленной государственной системы по лечению и реабилитации больных наркоманией.

Мягкое побуждение

Теперь законопроект предусматривает минимальные и, по большей части, «косметические» изменения в УК, УПК и КоАП. Уголовный кодекс предлагается дополнить нормой, согласно которой на осужденных, признанных больными наркоманией, если им назначено наказание, не связанное с лишением свободы, судом может быть возложена обязанность пройти курс лечения и медико-социальной реабилитации. Аналогичными положениями дополнен и КоАП. Также предлагается ввести административную ответственность (в виде штрафа до 5 тыс. рублей или ареста на срок до 15 суток) за уклонение от прохождения лечения или реабилитации.

Не подверглась «цензуре» лишь теоретическая часть законопроекта, посвященная изменениям закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Его предлагается дополнить рядом новых норм, дающих развернутое определение таких понятий, как «лечение больных наркоманией», «медико-социальная реабилитация больных наркоманией», «медицинское и социальное восстановление больных наркоманией», «профилактические процедуры» и «побуждение к лечению от наркомании, а также прохождению медико-социальной реабилитации».

Впрочем, даже столь «либеральные» по сравнению с первоначальными планами ФСКН меры пока представляются довольно труднореализуемыми на практике. В первую очередь из-за того, что по-прежнему не решен вопрос, где и как граждане, больные наркоманией, будут проходить обязательное лечение, реабилитацию либо восстановление, и кто и как будет оценивать эффективность и результативность этих мероприятий. Единственное, что организовать более-менее реально – собственно медицинское лечение, что применительно к наркомании означает лишь детоксикацию организма и восстановление функций основных органов. Хотя и тут проблем более чем достаточно.

Профильные государственные учреждения пребывают в довольно трудном положении, и возможности их очень ограничены. При этом остается непонятно, будут ли наркоманы иметь право проходить курсы лечения в частных клиниках и благотворительных организациях. Тем более что у правоохранительных органов отношение ко многим таким учреждениям бывает неоднозначным. Достаточно вспомнить регулярные скандалы вокруг известного екатеринбургского фонда «Город без наркотиков».

Еще более запутана ситуация с «реабилитацией» и «восстановлением» больных наркоманией. Во-первых, не очень понятно, чем одно от другого отличается даже в теории. Во-вторых, в России до сих пор нет наработанных методик социальной реабилитации наркоманов, и даже не понятно, какое из ведомств должно такими вопросами заниматься.

Так что есть большая вероятность, что на деле этот законопроект, в случае принятия, практически ничего не изменит. В худшем случае, он создаст еще большую путаницу и, как следствие — дополнительную коррупционную составляющую. В лучшем — станет поводом для дальнейшего обсуждения проблемы, решения которой пока так найти и не удалось.

Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

интернет-портал «Нет наркотикам»

07. августа 2012 автор admin
Рубрики: Публикации | Оставьте комментарий