Федеральная служба по наркоконтролю информирует. Уголовная ответственность за систематическое употребление

ФСКН России осуществляется подготовка предложений по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, установления уголовной ответственности за систематическое употребление наркотиков, а также о возможности применения медико-реабилитационных процедур избавления от наркотической зависимости лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, в качестве альтернативы наказанию.

При их разработке учитывается опыт ряда стран, в том числе Франции, Швеции. В настоящее время этот документ проходит стадию согласования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (г. Иркутск, 18 апреля 2011 г.).

Необходимость таких мер продиктована складывающейся в стране сложной криминальной ситуацией в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заметным расширением географии преступной деятельности, связанной с наркотиками, всевозрастающим числом лиц, потребляющих их, рецидивом преступлений, совершаемых наркозависимыми.

Предполагается введение правового механизма, направленного на побуждение лиц, больных наркоманией, к лечению в качестве альтернативы уголовному наказанию.

Ведется работа над проектом федерального закона, предусматривающего замену наказания за совершенное правонарушение наркозависимым лицам, систематически употребляющим наркотические средства или психотропные вещества, выбравшим добровольное лечение и прохождение медико-социальной реабилитации.

В федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" вносятся дополнительные понятия и механизмы, в частности, он дополняется понятиями "медико-социальная реабилитация", "лицо, систематически потребляющее наркотические средства или психотропные вещества", "побуждение к лечению от наркотической зависимости и прохождению медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, а также систематически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача".

Уголовный Кодекс Российской Федерации предполагается дополнить нормой, позволяющей суду при назначении наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы на определенный срок лицу, систематически потребляющему наркотические средства или психотропные вещества, либо признанному больным наркоманией, возложить на подсудимого обязанность пройти лечение от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию.

Рассматривается возможность дополнения Уголовного Кодекса Российской Федерации статьей, предусматривающей уголовную ответственность за систематическое потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а так же за отказ от прохождения лечения, назначенного судом.

Необходимость криминализации потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача обусловлена постоянно возрастающим количеством лиц, потребляющих наркотики, повышением уровня смертности от передозировки наркотиков, увеличением среди лиц, потребляющих наркотики, количества несовершеннолетних, а также ростом числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их рецидивов.

Лица, потребляющие наркотики, не только наносят существенный психофизический вред своему здоровью, но и приобщают к пагубной наркотической зависимости других лиц, нередко несовершеннолетних, организуют и содержат притоны для потребления наркотических средств или психотропных веществ, то есть представляют общественную опасность для окружающих.

В то же время следует учитывать, что наркобольной – это, в первую очередь, лицо, страдающее серьезным психопатологическим недугом. Признавая важность политики медико-социальной реабилитации и лечения лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, предлагается привлекать к уголовной ответственности таких лиц лишь в том случае, если они ранее привлекались к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ и отказались проходить лечение или медико-социальные программы избавления от наркотической зависимости.

Такой административно-предупредительный подход позволит предоставить лицу, потребляющему наркотические средства или психотропные вещества, определенную свободу выбора с точки зрения добровольного отказа от потребления наркотиков.

В случае если лицо будет продолжать вести антиобщественный образ жизни, связанный с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, к нему будут применены уголовно-правовые меры. За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача должно быть предусмотрено соответствующее наказание, например, в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на тот же срок.

При этом наказание для наркопотребителей не является самоцелью, а лишь правовым механизмом, побуждающим к отказу от потребления наркотиков и побуждению к добровольному выбору лечения и медико-социальной реабилитации. Указанным механизмом может являться процедура приостановления в суде уголовного дела с направлением наркозависимого лица, изъявившего желание лечиться, в лечебные медико-социальные центры и в дальнейшем рассмотрения судом вопроса о прекращении уголовного преследования.

Изменения, предложенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направлены на урегулирование вопросов, связанных с прекращением уголовного преследования в связи с прохождением лечения от наркотической зависимости и медико-социальной реабилитации, подсудностью уголовных дел, производством предварительного расследования, подследственностью уголовных дел, приостановлением и возобновлением производства по уголовному делу, вопросами, разрешаемыми судом при постановлении приговора и т.п.

Указанные изменения направлены на совершенствование уголовно-процессуального законодательства и объективно связаны с вносимыми в Уголовный Кодекс Российской Федерации дополнениями.

В качестве совершенствования административного законодательства предлагается предусмотреть однократную возможность освобождения от административной ответственности лиц, добровольно изъявивших желание пройти лечение в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Это обусловлено тем, что в настоящее время лица, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача в каждом случае при производстве по делу об административном правонарушении обязуются пройти лечение в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ и освобождаются в этой связи от административной ответственности за данное правонарушение. При этом взятое обязательство о лечении указанными лицами не выполняется и они вновь возвращаются к незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Предлагается также установить административную ответственность за уклонение от лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ лицом, впервые допустившим потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и освобожденным от административной ответственности.

В настоящее время в отношении наркопотребителей в случае отказа или уклонения от лечения, либо, если такое лицо, преследуя цель избежать ответственности, соглашается на добровольное лечение, а в дальнейшем прерывает его и вновь продолжает употреблять наркотические средства или психотропные вещества, действующим административным законодательством сдерживающих механизмов не предусмотрено.

В этой связи представляется целесообразным установить административную ответственность за уклонение от лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Работу над выработкой перечисленных предложений ФСКН России ведет во взаимодействии с МВД России, Минюстом России, Минздравсоцразвития России, Генеральной прокуратурой России и Верховным Судом Российской Федерации, а также гражданским обществом.

Так, в ходе работы над проектом учитываются предложения, высказанные на Всероссийской научно-практической конференции в Ростове-на-Дону, на заседании Общественной палаты Российской Федерации, а также в ходе работы "круглых столов" в МГУ имени М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Данный законопроект может иметь позитивный эффект для решения проблемы наркомании в обществе, привести к снижению числа наркозависимых и предотвратить их криминализацию.

Управление по взаимодействию с общественностью и СМИ.

20. апреля 2012 автор admin
Оставьте комментарий