Межведомственное и государственно-общественное партнёрство в сфере профилактики и реабилитации наркомании

Доклад представителя Департамента межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН России Т. К. Ивановой на заседании секции Рождественских чтений «Медицинские, социально-психологические, образовательные и духовные подходы к реализации профилактических программ среди молодёжи»

Добрый день, уважаемые коллеги!

В настоящее время, распространение наркотиков стало для нашей страны острейшей проблемой, фактором дестабилизации и ослабления ее демографического, социально-экономического и оборонного потенциала.

Количество только официально зарегистрированных в стране лиц, обратившихся за медицинской помощью в связи с потреблением наркотиков, увеличилось за последние два десятилетия в 9 раз и составило в 2011 году более 673 тыс. человек, из которых 70% – молодежь.

По данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе от 11 до 24 лет к лицам, употребляющим наркотики с частотой не реже 2-3 раз в месяц, можно отнести около 9,5% ее общей численности.

О глубине проникновения наркомании во все сферы общества также свидетельствуют результаты деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

Вот только несколько примеров.

В 2011 году из незаконного оборота изъято свыше 60 тонн наркопрепаратов, перехвачены 12 тысяч оптовых партий наркотиков, ликвидированы более 7 тысяч наркопритонов, уничтожено более 4 тысяч технических пунктов по изготовлению наркотиков, привлечено к уголовной ответственности 102 тысячи человек.

Руководством нашей страны поставлена принципиальная задача по сокращению наркотизации общества, формированию новой государственной антинаркотической политики.

В ее основе должно лежать понимание специфики воспроизводства наркозависимых лиц через сам факт существования армии наркопотребителей. Осознание, что именно наркопотребитель является главным источником наркотизации общества, носящей характер глобальной эпидемии и распространяющейся по типу социального инфицирования.

Решение указанной задачи невозможно без кардинального снижения спроса на наркотики, осуществления всего спектра профилактической и реабилитационной деятельности.

И важнейшие шаги в данном направлении уже сделаны.

Президентом страны утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики, определившая основы деятельности органов государственной власти по противодействию наркоугрозе на период до 2020 года.

В стадии завершения разработки находится Государственная программа противодействия незаконному обороту наркотиков.

Уважаемые коллеги!

Ключевыми направлениями работы по денаркотизации общества по нашему мнению является профилактическая работа с молодежью и организация реабилитации наркозависимых лиц, направленная на восстановление их физического, психического и социального статуса.

Здесь важно отметить, что, несмотря на критику ФСКН России и обвинения в том, что служба занимается не своим делом, благодаря усилиям председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Петровича Иванова, вопросы построения целостной системы оказания реабилитационной помощи в последние несколько лет поднимались на заседаниях практически всех уровней государственной власти. Результатом этой деятельности стали принятые на заседании Президиума Государственного совета и Совета Безопасности Российской Федерации решения.

При исследовании указанной проблемы, мы поняли, что без проведения должного курса реабилитации наркологическая помощь оказывается не только недолговечной, но и нерезультативной. На это красноречиво указывает тот факт, что из порядка 1 миллиона обратившихся в государственные и частные наркологические центры лишь 2 процента вышли в устойчивую ремиссию. Кроме того, согласно клинической статистике практически каждый из этого миллиона ежегодно госпитализировался от 5 до 12 раз. Следовательно, существующая модель лечения и реабилитации не достигает цели, не говоря уже о формировании у наркопотребителей, их близких, да и в обществе в целом атмосферы безысходности в отношении наркобольных.

Комплексное решение проблем реабилитации наркозависимых мы видим в максимальном использовании потенциала социальной службы, врачей-наркологов, правоохранительных органов, различных общественных организаций, основных религиозных конфессий и социального окружения в целях вовлечения наркозависимых в программы социальной реабилитации и ресоциализации.

Хочу подчеркнуть, что построение такой системы мы начинаем не на пустом месте – уже есть опыт Северо-Кавказской сети реабилитационных центров, центров в Сибири, на Урале, в Северо-Западном федеральном округе.

Большую работу по созданию центров проводит и Русская Православная Церковь.

К примеру, в Приозерском районе Ленинградской области находится первый в России реабилитационный центр "Сапёрное", который прошёл систему добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

За годы работы центра более 600 человек вернулись в общество полноценными гражданами. По-моему, это очень хороший результат!

Еще пример. В Калининградской области реализуется пилотный проект по созданию полного цикла лечения, медицинской, социальной реабилитации и адаптации наркозависимых путем объединения в единый экспериментальный комплекс Калининградской областной наркологической больницы и действующего негосударственного реабилитационного центра "Орехово".

Работа по организации реабилитационной деятельности успешно осуществляется в Ханты-Мансийском автономном округе, Ставропольском крае, Ульяновской области, Республике Татарстан.

Вместе с тем, формированию национальной системы реабилитации наркозависимых препятствует ряд нерешенных вопросов.

Первый. Отсутствие национального стандарта реабилитационной деятельности.

В настоящее время проект стандарта "Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств и алкоголя. Основные виды социальных услуг" разрабатывается по заказу Минздравсоцразвития России и Росстандарта.

Представляется целесообразным в максимально короткие сроки завершить его разработку.

Второй. Назрела необходимость внедрения механизмов побуждения лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, к прохождению курса избавления от наркотической зависимости.

В качестве первого шага в этом направлении стало дополнение Уголовного кодекса РФ статьи 82.1, предусматривающей право суда отсрочить реальное отбывание наказания за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ лицам, признанным в установленном порядке больными наркоманией и изъявившим желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию.

Хочу пояснить, что ФСКН России предлагает не рассматривать уголовное наказание для наркопотребителей как самоцель, а лишь как дополнительный правовой механизм, способный побудить таких лиц к отказу от потребления наркотиков и добровольному выбору лечения.

Именно вопросам разработки механизма побуждения наркопотребителей к лечению и последующему возвращению в социум, а также роли общества в данных процессах было посвящено состоявшееся в декабре 2011 г. совместное заседание Общественного совета при ФСКН России и Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы.

Обсуждение этих вопросов наглядно продемонстрировало заинтересованность гражданского общества в скорейшем определении новых моделей работы с лицами, потребляющими наркотики.

Уважаемые коллеги! Отсутствие единых подходов в деятельности негосударственных организаций по предоставлению наркопотребителям услуг реабилитации и ресоциализации также является проблемой мешающей в полной мере раскрыть их потенциал.

В связи с этим считаем целесообразным реализовать комплекс мер, направленных на формирование Национальной Ассоциации организаций, оказывающих реабилитационные услуги. Предполагается, что основной задачей Ассоциации будет являться установление общепризнанных методов работы в сфере профилактики наркомании, реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц.

Акцентируя внимание на реабилитации наркозависимых мы не должны забывать простую истину, что легче всего не допустить развитие наркомании, чем потом ее предотвращать.

Именно на это Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев обратил особое внимание в ходе заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации, указав на необходимость уделять большее внимание профилактическому аспекту антинаркотической политики реализуемой всеми субъектами антинакротической деятельности.

Представляется, что эту работу следует проводить как за счет повышение качества использования уже существующих организационных форм и механизмов управления, так и за счет оперативного решения вновь возникающих проблем.

ФСКН России ежегодно проводятся такие Всероссийские профилактические мероприятия как: "За здоровье и безопасность наших детей", "Родительский урок", "Здоровье", "Классный час", "Здоровье молодежи – богатство России" и другие.

Успешную реализацию указанных проектов трудно представить без привлечения к участию в них общественных организаций и молодежных движений, работающих в сфере профилактики наркопотребления.

Анализ существующего опыта работы территориальных органов ФСКН России показывает, что одной из эффективных форм снижения спроса на наркотики, является развитие молодежных добровольческих движений, основными задачами которых являются вовлечение подрастающего поколения в организованные формы досуга, несовместимые с употреблением наркотиков, а также оказание помощи в формировании активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни по принципу "Равный равному".

Многочисленные волонтерские движения антинаркотической направленности созданы в Республике Татарстан, Ставропольском, Краснодарском краях, Томской, Калининградской, Челябинской, Московской областях, г. Москва.

В Республике Мордовия в течение длительного времени действует "Школа волонтера", ведущая подготовку добровольцев из числа молодежи. И если в 2006-м году в ней проходили подготовку только 90 человек, то в текущем году – более 700. Расширилась и целевая группа – в занятиях стали участвовать не только студенты высших учебных заведений, но и учащиеся старших классов.

В связи с этим в рамках действующего соглашения о взаимодействии между ФСКН России и Минспорттуризма России во всех субъектах Российской Федерации проведены региональные конференции молодежных волонтерских движений. Итогами работы данных конференций стало определение лучших молодежных проектов, направленных на формирование в обществе негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков, вовлечение молодежи в работу по пропаганде здорового образа жизни среди своих сверстников. Кроме того на указанных конференциях определены делегаты, которые представят свой регион на I Всероссийском молодежном съезде волонтеров, который планируется провести в I полугодии 2012 года.

В настоящее время, в соответствии с решением, принятом на заседании Общественного совета при ФСКН России в июле 2011 г., прорабатывается вопрос создания Общественного молодежного совета при ФСКН России, в функции которого будет входить объединение усилий молодежных общественных организаций и объединений, студенческих профсоюзов и представителей творческой молодежи по оказанию помощи органам наркоконтроля в деятельности по профилактике наркомании.

Уважаемы коллеги!

В завершении выступления еще раз хочу отметить следующее.

Руководством страны принят ряд ключевых решений, направленных на формирование системы профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых.

Создаваемая в настоящее время национальная система должна активировать имеющийся потенциал социальных служб регионов, правоохранительных органов, наркологической службы, а также общественных, некоммерческих, религиозных, волонтёрских, родительских и иных организаций, социального окружения наркозависимых в целях координации и направления их усилий на вовлечение нуждающихся в программы социальной реабилитации, создав своего рода межведомственное и государственно-общественное партнёрство в сфере профилактики и реабилитации наркомании.

Уверена, что совместными усилиями нам удастся качественно улучшить ситуацию.

Борьба за души и здоровье наших детей, близких, граждан страны должна вестись, не прекращаясь ни на один день. В этой работе важны реальные и позитивные результаты.

Благодарю за внимание!

Заместитель руководетеля Департамента межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН России Т. К. Иванова

06. марта 2012 автор admin
Оставьте комментарий