По итогам информационной встречи 20 октября в НП
20 октября 2011 года по инициативе Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» состоялась информационная встреча, на которой присутствовали более 40 представителей российских и зарубежных некоммерческих организаций.
По итогам обсуждения настоящего законопроекта сообществом некоммерческих организаций сформулированы следующие выводы:
- 1. Представители сообщества некоммерческих организаций считают, что передача регистрационных полномочий Минюста Федеральной налоговой службе без дополнительных изменений в законодательстве об НКО, является преждевременной. Так, в частности, введение уведомительного порядка регистрации некоммерческих организаций в течение 5 рабочих дней не позволит органам ФНС проверять учредительные документы некоммерческих организаций на соответствие их действующему законодательству. В связи с этим возникают опасения, что будут регистрироваться уставы некоммерческих организаций, содержащие в себе положения, противоречащие действующему законодательству, что может привести к негативным последствиям для самих НКО. Передача регистрационных полномочий органам ФНС возможна при внесении соответствующих изменений в законодательство, регламентирующих обязанность регистрирующего органа проверять учредительные документы регистрируемых организаций на содержательное соответствие действующему законодательству. Также необходимы изменения законодательства, четко регламентирующие перечень положений, подлежащих включению в учредительные документы некоммерческих организаций.
- 2. Представители сообщества некоммерческих организаций полностью поддерживают предлагаемый отказ Минюста от полномочий в сфере противодействия экстремистской деятельности, поскольку это устраняет дублирующие функции Минюста (основными полномочиями в данной сфере обладает Генеральная прокуратура РФ).
- 3. Некоммерческие организации категорически не поддерживают передачу контрольно-надзорных функций Минюста за деятельностью НКО (то есть за соответствием их деятельности собственным учредительным документам) Генеральной прокуратуре РФ, поскольку, в данном случае, некоммерческие организации полностью лишаются защиты Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (положения названного закона не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении прокурорского надзора). В настоящее время Минюст при регистрации НКО проверяет их учредительные документы на предмет соответствия действующему законодательству, что позволяет НКО успешно проходить проверки, осуществляемые, в том числе, органами прокуратуры. Передача же регистрационных полномочий Минюста в ФНС грозит серьезными санкциями для НКО со стороны органов прокуратуры при проведении проверок. Помимо этого, серьезные опасения вызывает то обстоятельство, что органы прокуратуры (и в настоящее время имеющие полномочия по проведению проверок НКО) не имеют практики проведения проверок на предмет соответствия деятельности некоммерческих организаций уставным целям, а «наработка» такого рода практики может парализовать деятельность большого количества некоммерческих организаций, как это было в 2006 году, когда регистрационные и контрольные полномочия за деятельностью НКО были делегированы Минюсту (ФРС).
Передача полномочий по регистрации некоммерческих организаций Федеральной налоговой службе, при одновременной передаче контрольно-надзорных функций Генеральной прокуратуре, может привести к тому, что ФНС будет регистрировать некоммерческие организации, в учредительных документах которых будут содержаться положения, противоречащие действующему законодательству, а органы прокуратуры, при осуществлении надзора, на этом основании будут обращаться в суд с заявлением о ликвидации таких организаций. Все это может крайне негативно сказаться на восприятии и оценке деятельности организаций гражданского общества и некоммерческого сектора в целом со стороны общества и власти.
Исходя из того, что предлагаемые законопроектом изменения законодательства кардинальным образом меняют существующие процедуры регистрации и контроля за деятельностью НКО, считаем, что до внесения законопроекта на рассмотрение Государственной Думы РФ крайне необходимо организовать его широкое обсуждение с привлечением представителей органов государственной власти (Минюст, ФНС, прокуратура), некоммерческих организаций и общественности.