Совершенствование законодательства в сфере наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту

Выступление заместителя руководителя Международно-правового департамента ФСКН России – начальника Договорно-правового управления Валерия Владимировича Зиновьева, состоявшееся в рамках проведенного 2 декабря 2010 года в РИА «Новости» семинара «Разработка информационной антинаркотической стратегии».

Президентом Российской Федерации 9 июня 2010 г. утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Необходимость принятия Стратегии обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Достижение генеральной цели Стратегии предусматривается осуществлять на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер, в том числе по направлению совершенствования нормативно-правовой базы.

Так, Российской Федерацией реализуются меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту, в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В настоящее время в рамках совершенствования законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействие их незаконному обороту усилия ФСКН России сосредоточены на следующих приоритетных направлениях.

1. В настоящее время существует проблема, которая заключается в недостаточной дифференциации уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Так, в соответствии с действующим законодательством для большинства наркотиков особо крупным размером является масса свыше 2,5 граммов.

Таким образом, ответственность за сбыт, например 3 граммов героина аналогична ответственности за сбыт 10 килограммов этого же наркотика. В такой ситуации оптовые наркоторговцы по сути приравнены к мелким сбытчикам.

Для решения этой проблемы, в целях обеспечения возможности назначения наказания, адекватного тяжести содеянного, предлагается заменить двухступенчатую (крупный и особо крупный размеры) систему дифференциации уголовной ответственности за совершение данных преступлений на трехступенчатую (значительный, крупный и особо крупный размеры), значительно усилив при этом ответственность за совершение наркопреступлений в особо крупных размерах.

Введение новых квалифицирующих признаков в антинаркотические статьи Уголовного кодекса Российской Федерации также сопряжено с увеличением санкций и по иным составам преступлений, предусмотренным этими статьями.

В рамках введения трехзвенной системы ответственности за незаконный оборот наркотиков законопроектом предлагается установить дифференцированный подход и к ответственности за их контрабанду (а также за контрабанду их прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации), в зависимости от количества незаконно перемещаемых средств и веществ, выделив указанные деяния в самостоятельный состав преступления.

Кроме того, представляется необходимым восполнить правовой пробел и установить, что совершение преступления с использованием наркотических средств, а также психотропных и сильнодействующих веществ является обстоятельством, отягчающим наказание (ст. 63 УК России).

Также в целях подрыва экономических основ наркопреступности, необходимо ввести институт конфискации денежных средств, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения корыстных преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотиков (ст. 104.1 УК России).

С целью выполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств, связанных с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, требуется определить повышенную ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в исправительном либо образовательном учреждении, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга).

В июле 2009 года был принят федеральный закон, установивший принципиально новые подходы к вопросам оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Последовательно реализуя государственную политику в области контроля за оборотом указанных веществ предлагается дополнить Уголовный кодекс новыми статьями 228.3 «Незаконные изготовление, приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» и 228.4 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», установив при этом ответственность за совершение указанных деяний (в отношении прекурсоров, включенных в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (насчитывающие 8 и 31 вещество соответственно) только в крупном и особо крупном размерах.

Совершение аналогичных деяний в небольших размерах предлагается отнести к разряду административных деликтов путем дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 6.17 (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ).

Одновременно по вопросу внесения изменений в указанный Кодекс необходимо отметить, что в настоящее время КоАП России за потребление наркотиков без назначения врача установлена административная ответственность в размере от пятисот до одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. При этом за аналогичное правонарушение, совершенное в общественном месте, действующим законодательством предусмотрены менее строгие санкции (административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей).

В целях установления повышенной ответственности за деяние, имеющее более высокую степень общественной опасности, предлагается дополнить часть третью статьи 20.20 КоАП России наказанием в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Указанные предложения ФСКН России последовательно реализуются в проекте федерального закона № 400689-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2. Анализ Оперативной обстановки убедительно свидетельствует об активном использовании иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – мигранты) не только для доставки оптовых партий наркотиков, но и их розничного распространения. Данное обстоятельство обуславливает наличие в отдельных регионах (Оренбургская, Саратовская, Нижегородская области, республики Башкортостан и Татарстан) мест временного хранения оптовых партий наркотиков, откуда и осуществляется его дальнейшее распыление по всей стране. Так, в 2008 году из незаконного оборота правоохранительными органами изъято тридцать три тонны наркотиков. При этом основные изъятия произведены в глубине территории России.

В распространение наркотиков, как показал анализ оперативной обстановки, активно вовлекаются мигранты из Центрально-Азиатского региона, в основном граждане Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, а из Кавказского региона – граждане Азербайджана. Въезжающие под видом гастарбайтеров, они, как правило, нигде не работают, тем не менее, свободно передвигаются по территории Российской Федерации. Кроме того, как правило, мигранты, вовлекающиеся в распространение наркотиков, зачастую сами являются их потребителями.

Результатом такого активного вовлечения мигрантов в распространение наркотиков, а также свободного их перемещения становится рост потребления наркотиков на территории Российской Федерации, что приводит к усугублению проблемы наркотизации общества и является серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и разрушения генофонда нации.

Анализ противодействия распространению наркотиков приводит к однозначному выводу о том, что мер, предпринимаемых государством в отношении мигрантов, явно недостаточно. Нужны более эффективные меры, которые поставили бы реальный заслон на пути распространения наркотиков мигрантами.

В настоящее время, процедура принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, сложна и продолжительна по времени, по сравнению с процедурой административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за совершение административных правонарушений.

Длительность принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации приводит к тому, что решения, как правило, принимаются в отношении мигрантов, совершивших преступления, создающих угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Проведенный анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области противодействия незаконному обороту наркотиков, свидетельствует об отсутствии в установленной действующими нормативными правовыми актами такой эффективной в отношении мигрантов, занимающихся распространением наркотиков меры, как их административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Поэтому введение такой административной ответственности позволит повысить эффективность мер в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, что повлечет за собой снижение криминогенной напряженности в ряде субъектов Российской Федерации – Оренбургской, Челябинской, Астраханской областях, примыкающих к российско-казахстанскому участку границы, в частности, и на территории Российской Федерации в целом.

Указанная инициатива реализуется ФСКН России в проекте федерального закона № 389633-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» посредством установления дополнительной административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в виде их выдворения за пределы Российской Федерации.

3. На сегодняшний день сотрудники ФСКН России столкнулись на практике с тем что, как правило, преступления, предусмотренные статьей 232 УК России (Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ) совершенные организованной группой крайне тяжело расследуются и в большинстве своем «разваливаются» в суде.

Проблема заключается в том, что согласно статье 35 УК России преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Таким образом, для доказывания факта совершения указанного преступления организованной группой необходимо наличие двух признаков, первое это предварительная договоренность и второе это устойчивость.

Предварительная договоренность участников организованной группы представляет собой не просто согласование отдельных действий соучастников, а конкретизацию совершения преступлений, детализацию участия каждого соучастника, определение способов оптимального осуществления преступного замысла.

Устойчивость как признак организованной группы заключается в установлении между соучастниками тесных связей, неоднократности контактов для детализации и проработки будущих действий. Между соучастниками возникают особого рода отношения по взаимодействию в процессе совершения преступления.

В свою очередь в соответствии со статьей 35 УК России преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Группа лиц по предварительному сговору характеризуется двумя признаками: участием только соисполнителей, наличием предварительного сговора. Иные же соучастники, такие как организатор, подстрекатель или пособник, не выполнявшие одновременно функций соисполнителя, не входят в состав группы лиц по предварительному сговору.

Судебная практика понимает группу лиц по предварительному сговору именно как соисполнителей.

При этом логика квалификации преступления, совершенного организованной группой, прямо противоположна логике квалификации преступления, совершенного по предварительному сговору.

Так, если для квалификации преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, необходимо первоначально найти не менее двух соисполнителей, то для квалификации преступления как совершенного организованной группой необходимо первоначально установить признаки организованной группы это устойчивость и предварительная договоренность.

В связи с изложенным ФСКН России представляется необходимым дополнить статью 232 УК России новым квалифицирующим составом – совершение преступления, предусмотренного статьей 232 Уголовного кодекса Российской Федерации, группой лиц по предварительному сговору, а также отнести расследование указанного преступления к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Реализации таких законодательных предложений позволит ФСКН России гораздо более эффективно бороться с деяниями, связанным с организацией либо содержанием притонов, доказывая совершение их группой лиц по предварительному сговору, а с учетом предполагаемой квалификации предлагать назначать таким лицам более строгое наказание.

4. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры по борьбе с преступностью, количество совершаемых в Российской Федерации преступлений остается на достаточно высоком уровне.

Как свидетельствует официальная следственно-судебная практика, более половины регистрируемых в стране преступлений совершается в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

При этом, в докладе Общественной Палаты Российской Федерации от 13 мая 2009 г. со ссылкой на пресс-службу МВД России отмечается, что около 80% убийц в России нетрезвы в момент совершения преступления.

Таким образом, приходится констатировать факт, что состояние опьянения является сегодня одной из важнейших причин высокого уровня преступности в нашей стране. Ежегодно сотни тысяч россиян совершают в состоянии алкогольного опьянения преступления, которые не собирались совершать или могли бы не совершить: убийства, изнасилования, грабежи, разбои, кражи и тому подобное.

В сравнительно-правовом аспекте необходимо отметить, что в уголовных кодексах ряда стран (Республика Беларусь, Украина, Литовская Республика, Эстонская Республика, Латвийская Республика, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Республика Казахстан) состояние опьянения также рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание.

При этом, уголовным законодательством всех указанных стран суду предоставлено право в зависимости от характера и обстоятельств совершения преступления не признавать опьянение обстоятельством, отягчающим наказание.

Кроме того, аналогичные нормы, квалифицирующие состояния опьянения как обстоятельства, отягчающего ответственность и устанавливающие право суда, органа или соответствующего должностного лица не признавать его таковым, присутствуют в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 6 части 1 статьи 4.3 КоАП России).

ФСКН России видится решения данной проблемы путем дополнения статьи 63 УК России (Обстоятельства, отягчающие наказание) указанием на такое обстоятельство, отягчающее наказание, как совершение преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или одурманивающих веществ. Одновременно предлагается, наделить суд полномочиями не признавать данное обстоятельство отягчающим ответственность в зависимости от характера и обстоятельств совершения преступления.

5. Действующими положениями КоАП России медицинское освидетельствование на состояние опьянения установлено в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предусмотрено только для лиц, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что эти лица находятся в состоянии опьянения (статья 27.12 КоАП России).

В настоящее время КоАП России норм, предусматривающих направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, потребивших наркотические средства или психотропные вещества, а также находящихся в состоянии опьянения, и не являющихся участниками дорожного движения, не предусмотрено.

Учитывая социальную опасность, вызванную распространением наркомании, аморальностью нахождения в состоянии опьянения в общественных местах, а также в целях реализации статей 6.9, 20.20 – 20.22 КоАП России представляется целесообразным: дополнить КоАП России новой статьей 27.12.1, определяющей порядок применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.9, 20.20 – 20.22 КоАП России, а также определяющей порядок применения данной меры обеспечения в отношении лиц, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что эти лица находятся в состоянии опьянения, с исключением соответствующих положений из статьи 27.12 КоАП России.

С целью предупреждения уклонения от медицинского освидетельствования на состояние опьянения предлагается дополнить КоАП России новой статьей, устанавливающей административную ответственность за невыполнение законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Данная инициатива реализуется в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского освидетельствования на состояние опьянения».

6. Существующая в настоящее время проблема правового регулирования оборота прекурсоров, препятствующая обеспечению должного контроля за их разработкой, производством и использованием, позволяет транснациональным организованным преступным группировкам, действующим в сфере «наркобизнеса», получать сырье для нарколабораторий за счет его утечки из легального оборота.

Анализ ситуации, связанной с оборотом прекурсоров, а также нормативной правовой базы в указанной сфере, свидетельствует о необходимости введения дополнительных мер государственного контроля за их оборотом.

В настоящее время как в мире, так и в России продолжается перестройка наркорынка в сторону вытеснения традиционных наркотиков растительного происхождения высококонцентрированными препаратами синтетического происхождения, в частности стимуляторами амфетаминового ряда, прекурсором которых является легально производимый 1-фенил-2-пропанон (бензилметилкетон; далее – БМК), из 1 тонны которого можно незаконно изготовить до 700 кг метамфетамина, экстази и других наркотиков.

Так, за период 2004-2008 гг. в Российской Федерации сотрудниками правоохранительных органов изъято из незаконного оборота около 700 кг наркотиков амфетаминового ряда и пресечено 4 попытки контрабанды свыше 3600 кг БМК. При этом в 2009 году пресечены контрабандные поставки уже более 2500 кг БМК.

Синтетические наркотики нелегально изготавливаются и на территории Российской Федерации.

Так, в 2008 году выявлено 69 специально оборудованных лабораторий.

Вместе с тем, по информации Минпромторга России и Российского союза химиков, БМК в химической и иных отраслях промышленности Российской Федерации не используется, не экспортируется, его производство не имеет промышленного значения и не влияет на экономику Российской Федерации. Однако в период с 2005 по 2009 год в Российской Федерации произведено 136466 кг БМК.

На основании имеющейся информации, практически весь производимый в Российской Федерации БМК контрабандно поставлялся в страны Западной Европы, где использовался для незаконного изготовления таких синтетических наркотиков, как амфетамин и метамфетамин.

Поскольку объемы производства БМК на территории Российской Федерации значительны и способ изготовления синтетических наркотиков с его применением достаточно прост, незаконное перемещение БМК за границу порождает серьезные претензии мирового сообщества к Российской Федерации.

Для решения сложившейся ситуации ФСКН России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», который направлен на введение правового механизма запрета оборота некоторых прекурсоров, которые используются в криминальных целях, но не имеют промышленного значения (БМК).

7. Наркомания порождает и стимулирует многочисленные виды правонарушений. Человек в состоянии наркотического опьянения способен совершить преступление, на которое он бы не решился в других обстоятельствах. Поэтому чем больше людей попадают в наркотическую зависимость, тем опаснее становится общая криминогенная обстановка, тем выше поднимается уровень насильственных и корыстных преступлений.

Учитывая тот факт, что в настоящее время наркомания развивается стремительно, особую озабоченность вызывает то, что она является в значительной степени молодежной проблемой, все чаще употребление наркотических средств начинается в молодом возрасте, несовершеннолетними. Ее жертвами становятся люди репродуктивного возраста, что создает угрозу генофонду нации, ее здоровью, ее будущему.

В связи с этим ФСКН России в целях эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков прорабатывается вопрос установления административной ответственность за незаконный оборот и потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов исключительно в виде административного ареста.

Суть предложений заключается в установлении административную ответственность исключительно в виде административного ареста с определением нижнего его предела (от 3 до 15 суток), а также введение административного штрафа, налагаемого на родителей или иных законных представителей за потребление несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

8. В настоящее время для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации среди прочих мер, которые предпринимают государство и общество, необходима многоуровневая система организации профилактической работы. Консолидация и координация усилий всех субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков и противодействие таким правонарушениям, является залогом успеха проводимой государством антинаркотической политики.

Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года приведено определение антинаркотической деятельности. Это деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики.

Субъектами антинаркотической деятельности являются в том числе антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организующие их взаимодействие с общественными объединениями по профилактике немедицинского потребления наркотиков и противодействию их незаконному обороту в рамках своих полномочий.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» на органы местного самоуправления возложена задача по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах в пределах своей компетенции.

Таким образом, в настоящее время органами местного самоуправления осуществляется организация исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах в пределах решения вопросов местного значения, в том числе в части, касающейся осуществления охраны общественного порядка.

Вместе с тем в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 8 января 1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» полномочиями по принятию целевых программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, наделены только Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставлены полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании органам местного самоуправления, являющимся основным звеном в работе с населением.

В связи с чем, ФСКН России предлагается расширить перечень вопросов местного значения за счет возможности органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в границах поселения, и принятия для реализации этих целей муниципальных программ с обеспечением их финансирования.

Расширение перечня местных вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления позволит проводить комплексные меры, способствующие снижению немедицинского потребления наркотиков в пределах муниципального образования.

9. Одной из основных задач ФСКН России является осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление, предупреждение, пресечение, преступлений.

Однако в настоящее время органы наркоконтроля при выявлении правонарушений, предусмотренных статьями 6.8 (Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), 6.9 (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача), 6.13 (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры), 6.15 (Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ), 6.16 (Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры) КоАП России, в соответствии с положениями КоАП России вправе составлять только протоколы об административных правонарушениях.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями КоАП России, органы наркоконтроля не наделены.

Вместе с тем органами наркоконтроля ежегодно выявляется около 40 тысяч административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП России. Кроме того, отмечается устойчивый рост (в среднем около 10%) их выявления в год.

Активнее стала проводиться работа по выявлению административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.9 КоАП России (за 6 месяцев 2010 года увеличение на 28,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года).

С 2008 года наблюдается динамика роста выявленных правонарушений, предусмотренных статьей 6.13 КоАП России (увеличение на 26,6 %).

Необходимо отметить, что после установления в июле 2009 года административной ответственности юридических лиц за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 6.16 КоАП России), в январе – июне 2010 года территориальными органами ФСКН России стали проводиться проверки деятельности отдельных учреждений, которым разрешен данный вид деятельности, по результатам которых выявлено 171 административное правонарушение.

В настоящее время принятие решений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16 КоАП России возложено на суды.

Высокая нагрузка судей увеличивает сроки рассмотрения и принятие решений по делам об административных правонарушениях указанной категории.

В связи с чем, в целях повышения эффективности рассмотрения дел об административных правонарушениях и своевременного принятия решений по ним ФСКН России в настоящее время прорабатывается вопрос о наделении органов наркоконтроля правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16 КоАП России, с применением административного наказания в виде штрафа.

Внесение таких изменений позволит повысить эффективность взимания штрафов с правонарушителей, в связи с упрощением схемы взимания и усилением мер контроля за их уплатой, осуществляемых со стороны органов наркоконтроля.

Валерий Владимирович ЗИНОВЬЕВ,
Заместитель руководителя Международно-
правового департамента ФСКН России –
начальник Договорно-правового управления

Сайт «Нет – Наркотикам», Москва, 2010 г.

08. декабря 2010 автор admin
Оставьте комментарий