Пресс-конференция главы ФСКН Виктора Иванова

Уважаемые коллеги!

  В соответствии с решениями Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября, прошедшего под председательством Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, Государственному антинаркотическому комитету – ГАКу — поручено до 1 января 2010 г. внести на утверждение Президента Российской Федерации проект стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
  Последние полтора года нами была проведена ощутимая работа в этом направлении. Созданные ГАКом целевые рабочие группы позволили провести глубокой анализ ситуации и выработать новые подходы по ключевым направлениям стратегии. Теперь в ближайшие два месяца нам предстоит перевести предварительные наработки в официальный проект итогового документа. К весне следующего года стратегия государственной антинаркотической политики должна вступить в силу и стать базовым документом, определяющим все действия против наркомании.
  К середине ноября для широкого обсуждения будет опубликована первая версия проекта Стратегии для обсуждения в антинаркотических комиссиях субъектов Российской Федерации, на Общественном совете ФСКН и в СМИ.
  Уже сейчас разработка Стратегии опирается на местный и региональный уровни работы в России – именно здесь происходит реальная низовая работа учителей, врачей, наркологов, полицейских и всех, кто противостоит наркоагрессии.
  В рамках разработки и реализации стратегии мы планируем создать несколько пилотных или экспериментальных площадок – тех субъектов Российской Федерации, где губернаторы выходят с инициативой разработки региональных стратегий антинаркотической политики в опережающем режиме.
  Первым из таких экспериментальных регионов, возможно, станет Томская область, где 12 ноября как председатель Государственного антинаркотического комитета (ГАК) я проведу Выездное совещание, в котором примет участие полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолий Васильевич Квашнин, губернаторы ряда сибирских регионов, ответственные представители минздравсоцразвития и минобрнауки, сенаторы и депутаты. Выездное совещание будет посвящено важнейшей проблеме сохранения интеллектуального потенциала страны через организацию профилактики наркозависимости в среде высокообразованной молодежи.
  Региональные плацдармы крайне важны ещё и потому, что после утверждения Президентом России Стратегии государственной антинаркотической политики антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации предстоит разрабатывать региональные и местные стратегии антинаркотической политики. К этому надо начинать готовиться уже сейчас.
  Любая современная антинаркотическая стратегия — как международная, так и национальная – держится на своего рода трех «китах»: 
первое – на снижении спроса, то есть комплексе мер, направленном на обнуление наркорынка потребителей; второе – на ликвидации предложения наркотиков — как наркодавления из-за рубежа тяжелых наркотиков: афганского героина и европейской синтетики, так и производимой внутри страны марихуаны; третье – на повышении эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества.
  Хотя в публичных выступлениях, а также на мероприятиях различного уровня наиболее активно обсуждается направление деятельности, связанное с уничтожением источников и каналов поставки наркотиков на рынок, мы не можем и не должны недооценивать остальные стратегические направления, прежде всего, линию на существенное снижение спроса на наркотики среди населения. Здесь необходим коренной перелом, поскольку это означает выиграть у наркомафии нашу молодежь и сохранить интеллектуальный потенциал страны.
  При этом абсолютным приоритетом, безусловно, является профилактика наркомании как первооснова предупреждения наркозависимости и наркопреступности.
  В этих целях необходимо создание и институализация системы профилактики путем формирования соответствующих управленческих компетенций, направленных на проведение межведомственной и интерсекторальной работы в целях объединения усилий социальных ведомств, служб и разных уровней управления.
  К сожалению, даже внутри одного ведомства трудно обеспечить эффективное взаимодействие, например, наркологов и терапевтов. Что же говорить о ситуации, когда необходимо завязать в единую политику несколько разных ведомств, например, Минобрнауки, Минспорт да ещё и Минздравсоцразвития, внутри которого самого ещё три ведомства – здравоохранения, управления трудовыми ресурсами и социальной защиты?
  Суть профилактики базируется на становлении своего рода общественного иммунитета к вредным привычкам, включая наркоманию, путем формирования во всех регионах большой страны востребованности личности молодых людей и предоставление им возможности для реализации своего творческого потенциала.
  Здесь было бы ошибочно списывать всё на экономический кризис. И до него уровень расслоения и дифференциации общества по доходам в стране являлся недопустимо высоким, — в 2 – 3 раза выше, чем в Европейском Сообществе, что, в свою очередь, в сочетании с дефицитом достойной, по определению Международной организации труда, занятости и высоким уровнем бедности стимулирует маргинализацию и криминализацию населения и вовлечение молодежи в употребление наркотиков или в преступный промысел незаконного оборота наркотиков.
  В стране не создана система интенсивного вовлечения молодежи в программы развития. Хотя именно эти задачи ставят и Президент, и Председатель Правительства.
  Нам жизненно важно создавать новую современную экономику, построенную на современном сложноорганизованном труде, требующем уникальных профессиональных характеристик. По сути необходимо создавать новый технологический уклад.
  Молодежь не идет на материальное производство не из-за тяжести труда, а из-за его недооценки, смещения ценностных ориентиров, и, главное, морального устаревания производств, их принадлежности не только ко вчерашнему, но и позавчерашнему дню.
  Куда мы можем пригласить молодого выпускника инженерного вуза, если, например, коэффициент обновления станочного парка в настоящее время в Российской Федерации составляет 0,3 %, т.е. темпы промышленной реновации у нас на порядок ниже, чем в развитых странах. Они полностью обновляют свои средства производства за 10 лет, а мы – за 300!
  При этом в ситуации развала станкостроения, доля «живого» труда на наших производствах на порядок выше, чем в развитых странах, что, между прочим, приводит к удорожанию продукции в 5 и более раз. 
  К чему это ведет? Не только к недопустимо низкой производительности труда, но и торможению вовлечения молодежи в современную интеллектуально-технологическую жизнь, утрата чувства сопричастности к соответствующим мировым темпам и стандартам жизни. А если этого нет, то неизбежно стимулируется мотивация дрейфа молодежи в искусственный псевдорай наркомании.
  Задача создания нового технологического уклада, основанного на экономике знания и конкурентоспособности в глобальном масштабе, была поставлена Президентом страны ещё полтора года назад на втором съезде Союза машиностроителей в Ижевске. Однако дело идет крайне медленно.
  Другой пример. Что делать, куда идти молодежи в ситуации, когда в стране, по данным Счетной Палаты, в настоящее время брошено и не обрабатывается не менее 25 % пахотных, т.е. наиболее качественных, земель. В ряде сельхозрайонов практически нет рабочих мест в аграрной сфере, а брошенные земли зачастую зарастают коноплей, порождая, так сказать, альтернативное сельское хозяйство.
  Оставаясь невостребованной обществом и не получая реализации своих талантов и образования, молодежь вынуждена прибегать к суррогатным формам существования и активизации своего сознания – и здесь прямой путь к наркотикам, уровень спроса на которые пропорционален уровню социально-экономических проблем в обществе.
  Дистанцирование индивида от занятости, соответствующей его выбору, сформированному в ходе получения образования и приобретения профессиональных навыков, ведет к возникновению чувства одиночества, интровертности и к манипулированию с собственным сознанием, посредством использования разного рода психореагентов: алкоголя, табака и наркотиков.
  Стимулирование тревожности – это первый толчок к наркопотреблению, по сути, скрытая реклама наркотиков. Выдающийся русский психиатр Владимир Петрович Сербский ещё век назад детально проработал связь между угнетением, депрессией – и выпадением из жизни, асоциализацией через наркоманию.
  Фактором роста спроса является смещение ценностных установок, в том числе через медийное пространство, в сторону «развлекухи», потехи, скоморошества, что наряду с оголтелыми установками на безудержное извлечение прибыли, культовое увлечение богатством обнуляет мотивацию молодого человека к движению в сторону наращивания интеллектуального потенциала, встраивания его в созидательный производственный процесс, — в итоге, отхода от движения к добавленной стоимости, которую должно создавать общество в целом.
  Если мы не предоставляем возможности молодым испытывать полноту и насыщенность жизни в сложном труде, то всегда найдутся наркобарыги, которые будут предлагать суррогатное счастье, доставляя неограниченное число наркопайкой.
  В особой степени это касается героина, являющегося, по заключению ВОЗ, самым мощным наркотическим средством, который быстрее всех других наркотиков приводит к формированию патологической зависимости, личностной и социальной деградации и сокращению жизни, является сильнейшим стимулятором преступного поведения. Напомню, что именно героиновых наркоманов у нас в стране наибольшее число и это связано с наличием планетарного феномена афганского наркопроизводства.
  Борьба должна вестись в прямом смысле слова за каждого человека, персонально. Особенно критическим эта борьба является в ситуации депопуляции страны.
  Наряду со сферой профилактики крайне запущенной является и сфера реабилитации наркоманов. Подавляющее большинство государственных наркологических учреждений (стационары и диспансеры) оказывают медицинские услуги только по детоксикации, что обуславливает низкую эффективность работы наркологической службы — не более 9 процентов годовых ремиссий. И это в ситуации ничтожно малого количества обратившихся за помощью.
  Возвращаясь из больницы или диспансера, человек попадает опять в ту же самую среду, которая до этого и содействовала его наркомании. Отсюда и гигантский — более девяноста — процент рецидивов.
  Необходимо создание условий для полного отрыва вылеченного наркомана от привычной среды и вовлечение его в принципиально новую полноценную жизнь, с возможностью работать и переделывать себя.
  Представляется необходимым в ближайшие годы создать единую федеральную систему социально-культурной реабилитации наркозависимых, которая позволит обеспечить непрерывность и комплексность лечебно-реабилитационной помощи. 
  Это потребует организовывать на новых основаниях сеть лечебно-профилактических заведений, объединяющих усилия как государства, так и общества.
  Для снижения спроса необходимо также создавать адекватную систему мониторинга, восстанавливать практически из руин наркологическую службу и много других мероприятий. Здесь предстоит долгая и непростая работа.

Подробный текст можно прочитать на сайте ФСКН РФ  http://www.fskn.gov.ru/fskn/index/news.htm?id=10296918@cmsArticle

29. октября 2009 автор admin
Оставьте комментарий