Стратегия Союза гражданских инициатив
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Развития Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив
на период до 2020 года находится в разработке.
РАЗДЕЛ 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Цель стратегического менеджмента состоит в сознательном созидании будущего, для чего требуется ясность перспективного видения и намерений, а также консолидированное принятие членами «Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив» (далее – Союза) общих целей, конкретных задач и путей их реализации.
Важнейшим элементом стратегического менеджмента является стратегическое планирование. Стратегическое планирование это процесс, который позволяет:
-
лучше понять социально-экономические условия деятельности;
-
позволяет членам Союза объединить ресурсы (информацию, опыт, знания, персонал, денежные средства и технологии) для совместного решения проблем;
-
выявить заинтересованные стороны за пределами Союза и обеспечить взаимодействие с ними на основе доверительных отношений;
-
более эффективно управлять рисками и репутацией;
-
предоставлять всем заинтересованным сторонам, обществу в целом полную и объективную информацию о деятельности и намерениях Союза.
Эффективность стратегического планирования обеспечивается соблюдением следующих принципов:
-
Опора на заказ социума;
-
Открытость процесса планирования для всех заинтересованных участников;
-
Реалистичность и реализуемость плана (соотнесенность с условиями проектируемой деятельности и позициями субъектов, участвующих в процессе);
-
Комплексность (взаимная адаптация целей по конкретным направлениям);
-
Сбалансированность традиций и инноваций в деятельности Союза;
-
Согласованность планирования с основными российскими и международными тенденциями в сфере деятельности Союза;
-
Эффективное распределение ограниченных ресурсов;
-
Концентрация усилий на наиболее эффективных и перспективных направлениях деятельности.
Стратегический план
Настоящий документ «Ориентиры стратегического развития» – стартовая матрица в процессе разработки плана стратегического развития Союза.
Стратегический план – это обозримая перспектива деятельности Союза, разделяемая большинством ее членов и реализуемая ими в намерениях и действиях.
Стратегический план – это корректируемый в ходе реализации договор согласия, в соответствие с которым члены Союза формируют тактику деятельности, а также принимают на себя определенные обязательства. План разрабатывается, корректируется и реализуется всеми членами Союза с учетом интересов всех заинтересованных сторон. План адресован всему социуму, делает намерения Союза ясными для всех заинтересованных сторон, показывает перспективы взаимодействия с Союзом потенциальным внешним инвесторам, создает основу для устойчивого развития Союза. План Союза разрабатывается с учетом требований международного стандарта (АА1000 SES) «Взаимодействие с заинтересованными сторонами». В ходе реализации стратегического плана осуществляется развитие форм взаимодействия Союза с заинтересованными сторонами от просвещения и информирования к партнерству и стратегическому взаимодействию.В ходе реализации стратегического плана взаимодействие между Союзом и заинтересованными сторонами строится на основании принципов:
-
включенности (уважать право всех заинтересованных сторон быть услышанными и получать информацию о деятельности Союза);
-
существенности (правильно оценивать важность тех или иных проблем для заинтересованных сторон и Союза);
-
полноты (понимать существенность последствий деятельности Союза и их оценку другими заинтересованными сторонами);
-
реагирования (демонстрировать адекватность реакции на обращение представителей заинтересованных сторон к Союзу).
Стратегический план концентрирует внимание на ключевых наиболее важных и приоритетных для Союза направлениях, выявленных на основе анализа потребностей целевых групп и возможностей Союза, с учетом российских и международных тенденций развития в сфере деятельности Союза.
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ, МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА
Сегодня в стране и в мире действует множество факторов, в результате воздействия которых люди могут оказаться в критической жизненной ситуации, из которой им достаточно сложно выйти без посторонней помощи и поддержки.
Наиболее ярко в настоящее время в российском обществе проявляются такие негативные тенденции:
-
отсутствие вдохновляющей социальной идеологии, позволяющей людям не утрачивать смысл жизни;
-
отсутствие продуктивного взаимодействия государства и общества;
-
разрушение института семьи;
-
недостаточное внимание школы к нравственному воспитанию;
-
отсутствие эффективной системы социально-психологической поддержки населения;
-
слабая пропаганда позитивных социальных ценностей, патриотизма;
-
социальная незащищенность значительной части населения (бедность, нищета, безработица;
-
расширение масштабов разного рода патологической зависимости (алкоголь, наркомания и др.), тяжелых инфекционных заболеваний (СПИД, туберкулез, гепатиты);
-
правовая безграмотность и незащищенность значительной части населения, в первую очередь, детей и подростков;
-
системные проблемы общества (коррупция, криминализация );
-
утверждение негативных, деструктивных образцов поведения посредством СМИ.
МИССИЯ СОЮЗА
Миссия Союза состоит в предоставлении помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Мы оказываем таким людям поддержку независимо от их социального статуса, этнической или религиозной принадлежности, а также не осуждаем их независимо от того, какие причины привели их к столь бедственному положению. Мы всегда уважаем право человека иметь свободную волю и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Мы верим, что помогая людям выйти из жизненного кризиса и вернуться к полноценной жизни, мы вносим значимый вклад в устойчивое позитивное развитие общества. Наша деятельность основана на волонтерском труде и благотворительности тех, кому не безразличны судьбы других людей. Мы стремимся использовать все доступные технологии, организационные, интеллектуальные, информационные и материальные ресурсы, чтобы наилучшим образом оказать людям необходимую помощь.
Стратегический план деятельности Союза включает два основных направления:
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Помощь людям»
Цель: Повышение качества деятельности некоммерческих объединений – членов Союза по формированию социального реабилитационного пространства для поддержки людей, оказавшихся в критической жизненной ситуации.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Развитие гражданского общества»
Цель: Содействие развитию гражданского общества в России через повышение социального инновационного потенциала Союза как элемента российского гражданского общества.
РАЗДЕЛ 3 ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Повышение качества деятельности организаций – членов Союза по реабилитации граждан (в том числе — дети, подростки, молодежь, пожилые люди, лица БОМЖ, находящиеся в местах лишения свободы и др.) , оказавшихся в критической жизненной ситуации, осуществляется через решение следующих основных задач:
Задача 1.1.
Обеспечение качественного планирования деятельности некоммерческих объединений входящих в Союз, участвующих в формировании социального реабилитационного пространства, на основе улучшение методического нормативного и нормативно-правового обеспечения деятельности членов Союза.
Задача 1.2.
Повышение уровня материально-технического обеспечения деятельности членов Союза.
Задача 1.3.
Развитие взаимодействия с заинтересованными сторонами (структурами власти, бизнесом, экспертами, благотворителями, другими некоммерческими организациями, семьями реабилитируемых и др.).
Задача 1.4.
Разработка и внедрение инновационных технологий профилактики социальных проблем, работы с реабилитируемыми, социальной реадаптации.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Содействие развитию гражданского общества в России через повышение социального инновационного потенциала Союза как элемента гражданского общества осуществляется через решение следующих основных задач:
Задача 2.1.
Участите в разработке стратегических концептуальных документов, стандартов (в том числе добровольного применения) и нормативно-правовых актов по проблемам, касающимся развития гражданского общества в России, участия институтов гражданского общества в реализации социально-значимых государственных программ.
Задача 2.2.
Участие в конкурсах на получение муниципального и государственного соцзаказа и грантов на реализацию социальных проектов в рамках российских и международных программ.
Стратегические проекты – это проекты, приоритетные для решения задач стратегических направлений. В каждом стратегическом проекте указываются объективные индикаторы, позволяющие оценить степень и эффективность реализации проекта в ходе исполнения плана.
Стратегические проекты – это проекты, приоритетные для решения задач стратегических направлений. В каждом стратегическом проекте указываются объективные индикаторы, позволяющие оценить степень и эффективность реализации проекта в ходе исполнения плана.
Задача 2.3.
Развитие системного сетевого взаимодействия с российскими и международными структурами, осуществляющими деятельность в сфере стратегических интересов Союза.
Задача 2.4.
Разработка и осуществление межрегиональных проектов, направленных на повышения уровня гражданской компетентности населения.
РАЗДЕЛ 4 ФОРМИРУЕМЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Стратегические проекты – это проекты, приоритетные для решения задач стратегических направлений. В каждом стратегическом проекте указываются объективные индикаторы, позволяющие оценить степень и эффективность реализации проекта в ходе исполнения плана. В рамках намеченных в стратегических направлениях задач Союз будет формировать развивать следующие стратегические проекты:
Задача 1.1.
Обеспечение качественного планирования деятельности некоммерческих объединений входящих в Союз, участвующих в формировании социального реабилитационного пространства, на основе улучшение методического нормативного и нормативно-правового обеспечения деятельности членов Союза.
Данная задача будет решаться за счет реализации следующих стратегических проектов:
Проект 1.1.1. Разработка инновационных обучающих программ в области планирования и некоммерческого менеджмента.
Основные критерии:
-
количество разработанных обучающих программ;
-
количество использованных при разработке инновационных технологий и стандартов.
Проект 1.1.2. Систематическое проведение обучающих семинаров по проблемам стратегического и проектного планирования (социального проектирования), а также по технологиям современного некоммерческого менеджмента для членов Союза.
Основные критерии:
-
количество проведенных обучающих семинаров;
-
количество обученных, использующих полученные знания в практической работе.
Проект 1.1.3. Разработка корпоративных стандартов Союза.
Основные критерии:
-
количество разработанных корпоративных стандартов;
-
количество корпоративных стандартов, принятых Союзом в качестве обязательных для его членов.
Проект 1.1.4. Участие в разработке ведомственных российских стандартов, федеральных и региональных нормативно-правовых актов в сфере деятельности Союза.
Основные критерии:
-
процент от общего количества ведомственных стандартов, в сфере деятельности Союза, в разработке которых приняли участие члены Союза;
-
количество нормативно-правовых актов в сфере деятельности Союза, в разработке или корректировке которых приняли участие члены Союза.
Задача 1.2.
Повышение уровня материально-технического обеспечения деятельности членов Союза.Данная задача будет решаться за счет реализации следующих стратегических проектов:
Проект 1.2.1. Расширение производственного сектора в деятельности членов Союза.
Основные критерии:
-
количество членов Союза, в деятельности которых имеется производственная составляющая;
-
объем производственной продукции, выпускаемой членами Союза;
-
объем самофинансирования социальных программ членов Союза.
Проект 1.2.2.
Основные критерии:
-
количество социально-экономических проектов, в которых принимает участие два и более членов Союза;
-
объем производственной продукции, выпускаемой членами Союза в рамках вышеуказанных проектов.
Задача 1.3.
Развитие взаимодействия с заинтересованными сторонами (структурами власти, бизнесом, экспертами, другими некоммерческими организациями, семьями реабилитируемых и др.).
Проект 1.3.1. Развитие взаимодействия с органами власти.
Основные критерии:
-
количество государственных и муниципальных социальных и социально-экономических проектов, в которых принимают участие члены Союза;
-
объем продукции/услуг выпускаемой (оказываемых) членами Союза в рамках вышеуказанных проектов.
Проект 1.3.2. Развитие взаимодействия с коммерческими организациями.
Основные критерии:
-
количество коммерческих организаций, которые в той или иной форме осуществляют взаимодействие с членами Союза;
-
объем производственной продукции, выпускаемой членами Союза в рамках партнерских проектов с коммерческими организациями.
Проект 1.3.3. Взаимодействие с экспертами
Основные критерии:
-
количество экспертных организаций, экспертов, которые в той или иной форме вовлечены в деятельность Союза;
-
количество экспертных заключений, подготовленных с участием членов Союза.
Проект 1.3.4. Взаимодействие с институтами гражданского общества.
Основные критерии:
-
количество проектов, осуществляемых членами Союза в партнерстве с другими некоммерческими объединениями;
-
количество мероприятий, проведенных другими некоммерческими объединениями, в которых приняли участие члены Союза;
-
количество мероприятий, проведенных членами союза , в которых приняли участие представители других некоммерческих объединений.
Проект 1.3.5. Развитие нефинансовой отчетности с целью повышения прозрачности деятельности Союза.
Основные критерии:
-
количество членов Союза ежегодно предоставляющих публично нефинансовые отчеты о своей деятельности;
-
количество членов Союза, вовлеченных в подготовку нефинансовой отчетности на основе матрицы GRI.
Задача 1.4.
Разработка и внедрение инновационных технологий профилактики социальных проблем, работы с реабилитируемыми, социальной реадаптации.
Проект 1.4.1. Обучение специалистов ( в том числе волонтеров) Союза инновационным технологиям по формированию идеологии здорового образа жизни , социального реабилитационного пространства.
Основные критерии:
-
количество проведенных обучающих семинаров;
-
количество обученных, использующих полученные знания в практической работе.
Проект 1.4.2. Инновационные технологии в сфере профилактики.
Основные критерии:
-
количество инновационных технологий, разработанных членами Союза;
-
количество инновационных технологий, внедренных членами Союза.
Проект 1.4.3. Инновационные технологии в сфере реабилитации
Основные критерии:
-
количество инновационных технологий, разработанных членами Союза;
-
количество инновационных технологий, внедренных членами Союза.
Проект 1.4.4. Инновационные технологии в сфере социальной реадаптации.
Основные критерии:
-
количество инновационных технологий, разработанных членами Союза;
-
количество инновационных технологий, внедренных членами Союза.
Задача 2.1.
Участите в разработке стратегических концептуальных документов, стандартов (в том числе добровольного применения) и нормативно-правовых актов по проблемам, касающимся развития гражданского общества в России, участия институтов гражданского общества в реализации социально-значимых государственных программ.
Проект 2.1.1. Гражданская экспертиза.
Основные критерии:
-
процент от общего количество федеральных и региональных концептуальных документов и нормативно-правовых актов, касающихся проблем развития гражданского общества, по которым в ходе их разработки или корректировки члены Союза приняли участие в процессе проведения гражданской экспертизы;
-
количество членов Союза, принявших участие в процессе проведения гражданских экспертиза по указанным документам.
Проект 2.1.2. Публичная деятельность в сфере развития гражданского общества.
Основные критерии:
-
количество публичных мероприятий, касающихся проблем развития гражданского общества в России, в которых приняли участие члены Союза;
-
количество публичных мероприятий, касающихся проблем развития гражданского общества в России, которое было организовано членами Союза.
Задача 2.2.
Участие в конкурсах на получение муниципального и государственного соцзаказа и грантов на реализацию социальных проектов в рамках российских и международных программ.
Проект 2.2.1. Муниципальные гранты и социальный заказ.
Основные критерии:
-
количество соглашений в рамках исполнения муниципального соцзаказа, заключенных между муниципальными органами самоуправления и членами Союза;
-
общее количество финансовых средств, реализованных в рамках таких соглашений;
-
количество муниципальных грантов, полученных членами Союза;
-
общее количество финансовых средств, реализованных в рамках муниципальных грантов.
Проект 2.2.2. Российские федеральные и региональные гранты и социальный заказ.
Основные критерии:
-
количество соглашений с государственными (федеральными органами власти) по исполнению социального заказа, заключенных между соответствующими органами власти и членами Союза;
-
общее количество финансовых средств, реализованных в рамках таких соглашений;
-
количество российских (федеральных и региональных) грантов, полученных членами Союза;
-
общее количество финансовых средств, реализованных в рамках федеральных и региональных грантов.
Проект 2.2.3. Международные гранты.
Основные критерии:
-
количество международных грантов, полученных членами Союза;
-
общее количество финансовых средств, реализованных в рамках международных грантов.
Задача 2.3.
Развитие системного сетевого взаимодействия с российскими и международными структурами, осуществляющими деятельность в сфере стратегических интересов Союза.
Проект 2.3.1. Сетевое взаимодействие по вопросам формирования социального реабилитационного пространства.
Основные критерии:
-
количество российских сетевых структур, работающих по проблемам формирования социального реабилитационного пространства, с которыми Союз осуществляет систематическое взаимодействия;
-
количество международных сетевых структур, работающих по проблемам формирования социального реабилитационного пространства, с которыми Союз осуществляет систематическое взаимодействия.
Проект 2.3.2. Сетевое взаимодействие по вопросам развития гражданского общества.
Основные критерии:
-
количество российских сетевых структур, работающих по проблемам развития гражданского общества, с которыми Союз осуществляет систематическое взаимодействия;
-
количество международных сетевых структур, работающих по проблемам развития гражданского общества, с которыми Союз осуществляет систематическое взаимодействия.
Задача 2.4.
Разработка и осуществление межрегиональных проектов, направленных на повышения уровня гражданской компетентности населения.
Проект 2.4.1. Компетентность населения в области противодействия распространению химических (других, отрицательно влияющих на психическое и физическое здоровье) зависимостей.
Основные критерии:
-
количество межрегиональных проектов, направленных на повышение компетентности населения в сфере проблем, касающихся противодействия распространению химических и других зависимостей, проведенных членами Союза;
-
количество людей, принявших участие в мероприятиях таких проектов.
Проект 2.4.2. Компетентность населения в области прав человека.
Основные критерии:
-
количество межрегиональных проектов, направленных на повышение компетентности населения в сфере прав человека, проведенных членами Союза;
-
количество людей, принявших участие в мероприятиях таких проектов.
Проект 2.4.3. Компетентность населения в области здорового образа жизни.
Основные критерии:
-
количество межрегиональных проектов, направленных на повышение компетентности населения в сфере вопросов, касающихся здорового образа жизни, проведенных членами Союза;
-
количество людей, принявших участие в мероприятиях таких проектов.
РАЗДЕЛ 5 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА
Для того, чтобы цели, поставленные в стратегическом плане, были дочтигнуты, а взаимодействие с заитересованными сторонами было эффективным и необходимо обеспечить надлежащий механизм реализации плана.
Основные условия реализации стратегического плана
Основными условиями реализации стратегического плана являются:
-
создание системы эффективного взаимодействия заинтересованных сторон, ориентированного на результат;
-
наличие оперативно работающего управленческого центра стратегического планирования;
-
вовлечение в процесс реализации стратегического плана всех заинтересованных организаций, объединений, предприятий, властных структур через адаптацию документов среднесрочного и краткосрочного целевого планирования к целям и задачам стратегического плана;
-
разработка механизма корректировки стратегического плана в ходе тактического планирования с учетом данных мониторинга;
-
организация системы мониторинга и оценки реализации стратегического плана;
-
публичная отчетность о ходе реализации стратегического плана.
Управленческий центр стратегического планирования
Для обеспечения реализации стратегического плана создается Группа стратегического управления, основными задачами которой будут согласование деятельности заинтересованных сторон, определение ключевых процедур, принятие решений о корректировке стратегического плана.
Адаптация стратегического плана и текущей работы членов Союза
Адаптация стратегического плана к текущей деятельности осуществляется через разработку промежуточных планов на средне- и краткосрочную перспективу.
При тактическом планировании цели, задачи и перечни мероприятий стратегических задач становятся базой для формирования содержательной части среднесрочных и краткосрочных планов. Контрольные и мониторинговые показатели, рассчитываемые и отслеживаемые в краткосрочной перспективе должны лежать в русле количественных критериев стратегического плана.
Результатом тактического планирования является разработка на каждый год плана работы Союза, ежегодных целевых программ.
Экспертный совет
Для обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации стратегического плана, создается Экспертный совет.
В Экспертный совет входят представители научных организаций, заинтересованных в партнерстве с Союзом.
Экспертный совет собирается по мере возникновения проблем, но не реже 1 раза в год. Экспертный совет осуществляет внешний нефинансовый аудит реализации стратегического плана.
Организация системы отчетности и мониторинга реализации стратегического плана
Важнейшим условием успешной реализации стратегического плана должна стать система мониторинга и оценки его выполнения. Мониторинг стратегического плана – это процесс текущего измерения и учета важнейших индикаторов деятельности по выполнению стратегического плана, ее результатов. Мониторинг характеризует выполнение плана в количественных показателях, представленных в стратегических проектах: выполнялись ли запланированные мероприятия, какие ресурсы были потрачены. Мониторинг дает возможность выявить существующие или потенциальные недостатки проекта раньше, чем они перерастут в серьезную проблему.
С целью обеспечения максимальной прозрачности процесса исполнения стратегического плана ежегодно проводятся публичные отчеты Союза о ходе его реализации.
Механизм корректировки стратегического плана в ходе тактического планирования с учетом данных мониторинга
Ежегодно после проведения публичного отчета о ходе реализации стратегического плана собирается Экспертный совет, который с учетом полученной информации готовит рекомендации по корректировке стратегического плана.
Решение о корректировке стратегического плана принимается Группой стратегического управления.
English